Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Хохломская роспись

Хохломская роспись

10[1]Хохломская роспись — традиционный русский промысел, искусство изготовления деревянных расписных изделий. Промысел зародился на рубеже XVII—XVIII вв. в Заволжье, на территории современного Ковернинского р-на Горьковской обл., в среде местных ремесленников, изготовлявших деревянную посуду. Участие в промысле иконописцев-старообрядцев, знавших приемы дешевого «золочения» дерева, способствовало возникновению здесь оригинальной техники окраски предметов в золотой цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы подвергались грунтовке раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова, по слою которого производилась роспись. Причем часть его поверхности обязательно оставляли незакрашенной. После выполнения росписи предмет покрывали лаком, приготовленным из того же льняного масла, и подвергали «закалке» — прогреванию в печи, где под влиянием высокой температуры пленка лака желтела, а просвечивающий сквозь нее слой порошка олова становился похожим на золото. Эта техника сохранилась в своей основе до наших дней, однако порошок олова заменен алюминием, льняное масло — синтетическим лаком, а для «закалки» изделий оборудованы современные электропечи.
Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись «верховая» и «под фон». Рисунки «верховой» росписи наносятся мазками кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. К их числу принадлежит «травная» роспись с красными и черными травками, веточками и кустами, сквозь которые мерцает золотистый фон, а также орнамент «под листок», отличаюшийся от нее более крупными овальными листочками и мелкими ягодками, расположенными симметрично вокруг стебля. Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном. Его выполнение начинают с нанесения контурных очертаний мотивов, а потом закрашивают окружающий фон. Детали крупных мотивов прорисовываются штрихом. Поверх черного или цветного фона иногда исполняется мелкий узор — «приписка». Своеобразной разновидностью росписи «под фон» являются рисунки «кудрина», в которых причудливые фантастические формы цветов, листьев и плодов создаются из круглых завитков, наносимых быстрыми плавными движениями кисти. В рисунках хохломского орнамента есть мотивы, восходящие к орнаменту древней Руси. Сохранены и характерные для древнерусского орнамента приемы исполнения росписи свободно от руки кистью, позволяющие создавать разнообразные варианты композиции.
Первоначально ассортимент хохломских изделий составляла токарная посуда; столярные изделия стали изготовляться на продажу лишь во второй половине Х1Хв. Свое название промысел получил по имени торгового села Хохлома, откуда изделия отправляли на базары и ярмарки. В XVIII — начале XIX в. он приобрел характер крупного мануфактурного производства. К концу XIX — началу XX в. начинается угасание промысла в связи с.удорожанием древесины и снижением спроса на деревянную посуду на сельском рынке. Земские деятели пытаются научить мастеров изготовлять изделия для городских магазинов, заставляя их копировать рисунки, специально создававшиеся для них городскими художниками. Это наносило немалый ущерб художественным достоинствам хохломских изделий.
В первые же годы Советской власти началось возрождение ценных традиций промысла. Объединение мастеров в артели, их переход к работе в общественных мастерских, участие в выставках декоративного искусства, помощь опытных художников и искусствоведов— все это способствовало воспитанию на промысле творческих коллективов. Начиная с 1918 г. в г. Семенове развивается новый центр хохломского искусства, возникновение которого связано с организацией в городе школы художественной обработки дерева.
В 1923 г. хохломские изделия экспонировались на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. В 1925 г. успех изделий промысла на Международной выставке в Париже дает возможность мастерам работать на экспорт. Выставки «Искусство Хохломы» в 1936 г. и «Народное творчество» в 1937 г. в Москве свидетельствуют об изменениях, происшедших в хохломском орнаменте. Расширяется круг мотивов, обогащается цветовая гамма. Мастера ищут новые возможности отражения действительности, вводя в орнамент элементы советской эмблематики, создавая своеобразные тематические орнаментальные росписи — панно «Весна», «Осень», «Урожай» и т. д. Наряду с изготовлением товарной продукции уделяется внимание экспериментальной работе, создаются уникальные выставочные произведения.
После победы над фашистской Германией мастера много работают <над новыми рисунками хохломского орнамента с цветами, плодами и колосьями, которые символизируют величие и красоту освобожденной советской земли. Желание сделать произведения особенно праздничными, торжественными приводит художников к увлечению орнаментом «под фон» с золотыми силуэтами на красном фоне; виртуозной тонкостью отличается графический рисунок. 50—60-е годы ознаменованы в хохломском промысле достижениями в области расширения ассортимента изделий и создания новых форм бытовых вещей — комплектов посудных изделий для салата, компота, ягод, орехов, блинов, а также декоративных изделий для убранства интерьера, разнообразных сувениров. Хохломский промысел имеел два крупных центра — Семинскую фабрику художественных изделий «Хохломский художник» и производственное художественное объединение «Хохломская роспись».
Коллектив Семинской фабрики —это в основном потомки старейших хохломских мастеров, поэтому здесь особенно прочно удерживаются традиции промысла. Семинским орнаменталистам свойственна способность тонко чувствовать красоту полевых трав и цветов, лесных ягод. В орнаменте они ценят простоту и лаконичность форм, четкость ритма, яркие радостные сочетания красок.
К ассортименте изделий фабрики сохраняются формы старинной посуды, под влиянием которых и новые виды изделий приобретают строгость и простоту. Композиция их росписи основана на живописном сочетании красочных пятен.
Искусство мастеров Семенова развивалось на основе тех же традиций, но в условиях города. Его формированию способствовало обучение мастеров в художественной школе, учившей приемам орнаментальной графики. Орнамент здесь более графичен. Отличается изяществом контурного рисунка и тонкой штриховой разживкой. Для него характерны сложные формы садовых и комнатных цветов, выполненные в технике росписи «под фон».
Изделия с хохломской росписью неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, в том числе: М.— 1853, Спб. — 1870, М. — 1882, Нижний Новгород— 1896, Спб. — 1902, Спб.— 1913, Париж—1867, Филадельфия—1876, ВСХ—1923, Юбилейная—1928, ВНТ — 1937, Париж —1937, Брюссель—1958 (золотая медаль), и т.д..

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий