Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Городецкая роспись

Городецкая роспись

Городецкая росписьФабрика «Городецкая роспись» (г. Городец). Возникла на базе старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях по реке Узоле. Изготовляли подставки для прядильного гребня (донца), которые украшали вначале скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба. Основные сюжеты инкрустированных донец: кони с всадником, кони, запряженные в карету, птица, сидящая на цветке-дереве. С середины 60-х годов XIX в. инкрустация заменяется росписью. Братья Мельниковы в д. Хлебаиха сначала дополнили инкрустацию цветом, а потом перешли на роспись красками, которая ускорила процесс изготовления донец, нарядных и ярких, что явилось началом нового Городецкого стиля в крестьянской росписи. К 80-м годам новый промысел достиг расцвета. Расписные изделия мастеров узольских деревень распространены по всей стране. Для городецкой росписи характерно разнообразие сюжетов из крестьянского, купеческого и городского быта. На донцах изображали нарядных дам и кавалеров в узорчатых палатах, хористок ярмарочного балагана, чинное застолье, катанье на трой¬ках. Роспись выполняли клеевыми красками. Ей были присущи выразительные силуэты, ритмичность сочно положенных красочных пятен, яркая живописность и композиционная цельность.
В с. Курцеве наряду с донцами мастера делали игрушку, которую чаще всего резали из сосны или осины с помощью топора, ножа и украшали нарядной росписью, в которой использовали локальные тона красного, желтого, зеленого и черного цветов. Цвет органично сочетался с характером материала, формой и пластикой изделий. Это были изображения разудалых ямщицких троек, сказочных птиц и коней.
В конце XIX — начале XX в. городецкое искусство живет в творчестве таких замечательных мастеров, как И. А. Мазин и Ф. С. Краснояров (с. Курцево), И. К. Лебедев (д. Косково). Каждый из этих мастеров имел свою манеру росписи, по-своему осваивал и творчески развивал традиции.
В годы Советской власти, когда прядильные донца оказались ненужными, встал вопрос, как спасти традиционное искусство городецкой росписи.
В 1936 г. городецкие мастера организовали в Курцеве артель «Стахановец» и сделали первую попытку возродить городецкую роспись на новой предметной основе. Они стали изготовлять детскую мебель и декоративные панно. Но деятельность мастерской в конечном счете свелась к поискам новых сюжетных мотивов из современной жизни. Проблема традиций и современности решалась в плане сюжета, но не вещи в целом, что не могло привести к положительным результатам. Подражание природе в трактовке новых мотивов орнамента сводилось к утрате многих ценных традиционных приемов, ослабляло декоративные качества росписи. Во время Великой Отечественной войны эта мастерская прекратила свое существование.
В 1954г. мастер А. Е. Коновалов снова организовал в Курцеве артель «Городецкая роспись». Старых мастеров уже не было в живых. Поэтому с помощью НИИХП под руководством ст. науч. сотрудника В. М. Вишневской были разработаны образцы детской мебели с росписью, выпускаемые фабрикой и поныне. Это стол со стульями (автор 3. А. Архипова), конь-качалка (автор Е. И. Воронцова). Мастером А. Е. Коноваловым были созданы декоративные тарелки.
В настоящее время фабрика выпускает деревянную детскую мебель, токарные декоративные тарелки, столярную игрушку, украшенные росписью с мотивами цветов, коней и птиц. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону мебели, окрашенной нитрокрасками. Вначале наносятся цветные силуэты изображения. Небольшое количество «оживок» белилами образуют линейную разделку пятна и сообщают орнаменту условную объемность. При окончательной отделке изделие покрывается плотной и прочной пленкой лака. Приемы белильной разделки цветовых пятен, раскрасочный характер росписи восходят к поздним традициям городецкой росписи.
В 1967 г. в НИИХП под руководством ст. науч. сотрудника М. А. Некрасовой была предпринята новая попытка возрождения городецкой росписи, ее живописных качеств, восстановления приемов свободного кистевого письма по цветному фону и техники клеевых красок. Эксперименты проводились в лабораторных и производственных условиях. Художники Е. И. Воронцова и А. В. Бабаева разработали серию посудных изделий на токарной основе. Е. И. Воронцова создала ряд утилитарно-декоративных вещей на основе гнутых конструкций из шпона. Применение темперных красок для росписи по грунту позволило достичь тонкого живописного эффекта. Краски в сочетании с цветным фоном и под покрытием матового лака приобрели теплоту и мягкость. Из-под кисти городецких мастериц Г. Кудриной, А. Новаторовой, В. Пузыч родились интересные варианты росписи чаш, тарелок, поставков. Начало, положенное экспериментальной работой, открыло широкие возможности для создания нового оригинального вида деревянной расписной посуды, позволяет творчески развивать лучшие традиции городецкой росписи — ее живописность.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий