Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Художественное ткачество

Художественное ткачество

Художественное ткачествоРучное узорное ткачество — отрасль народного искусства, зародившееся в глубокой древности. Шерстяные и льняные узорные ткани изготовлялись в русских селах и городах в домашних условиях еще в Киевской Руси. Ткачество было исключительно женским занятием. В большой мере оно сохраняет эту особенность до настоящего времени. Народные мастерицы хранили в своей памяти выработанные приемы узорного ткачества, традиции художественного оформления тканей. В тканях и тканых изделиях, выпускаемых современными фабриками узорного ткачества, широко используются технические и художественные приемы народного ткачества, характерные для него цветовые сочетания, переплетения, фактурные разработки, что придает им свой национальный колорит.
Узорные ткани ручного изготовления выполняются на ручном ткацком станке. По конструкции и по технике выработки ткани станки делятся на ремизные и жаккардовые, отличительным признаком которых является характер зевообразования — от ремизок или от жаккардовой машины.
Ремизный ручной станок для выработки простейшей полотняной ткани имеет навой для навивки продольных нитей (основы), валик, принимающий готовую ткань, две ремизки и бердо подъема и опускания нитей основы, т. е. для образования зева, и который пробрасывается поперечная (уточная) нить, поступающая из челнока. Ремизки представляют собой нитяные петельки, закрепленные на планках, или проволочные галева с глазками, крепленные в раме, в которые пробираются нити основы: четные — в одну ремизку, нечетные — в другую. Ремизки соединяются между собой сверху с помощью подвесных блочков. Между ремизками и тканью подвешивается бердо, представляющее собой подобие гребня и служащее для прибивания уточной нити к опушке ткани. Для получения сложных видов орнамента на двухремизном станке применялись особые приемы, или техники.
В браной технике для получения узора использовалась дощечка («бральница»), с помощью которой образовывался зев для пробрасывания цветного узорного утка. Браный узор выполнется в виде поперечных полос сплошной прокидкой челнока и поэтому всегда носит фризовый характер. По внешнему виду он несколько напоминает счетную вышивку набором. Орнамент — геометрический или сюжетный, сильно геометризованный. Узор с изнанки имеет негативный характер. Выборная техника — разновидность браной, отличается от последней тем, что каждый элемент орнамента выполняется самостоятельно отдельной нитью. В закладной (паласной) технике дощечки не применяются. Каждый элемент узора и фона выполняется самостоятельно, отдельной нитью, которая закладывается прямо в полотняный зев. Характерным признаком закладных тканей является наличие небольших зазоров на границе орнаментальных форм. Узор двухлицевой, без изнанки.
Браная, выборная и закладная техники очень трудоемки и применялись только в прошлом. В настоящее время в художественном ручном ткачестве в основном используется ремизная узорная техника, при которой применяется не менее трех ремизок, участвующих в образовании узора.
Во второй половине XIX в. в России получил распространение жаккардовый станок, на котором вместо ремизок установлена специальная машина, изобретенная французом Жаккардом в начале XIX в. Она дает возможность получать более крупные и сложные рисунки на ткани.
Большинство современных предприятий ручного художественного ткачества используют ремизный станок, жаккардовый станок используется реже.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий