Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Роспись тканей

Роспись тканей

Роспись тканейХудожественная роспись тканей — сравнительно новый вид декоративно-прикладного искусства. Его зарождение в нашей стране относится к 30-м годам XX в. Роспись тканей не имела своих исторически сложившихся художественных традиций, но мастера и художники, работающие в этой области, смело экспериментируя, творчески развивают традиции русского народного текстиля (в частности, набойки), создают оригинальные, интересные в художественном отношении изделия.
Головные и шейные платки, шарфы, косынки из тканей, выработанных из натуральных, искусственных и синтетических волокон и оформленных художественной росписью, используются в качестве .пополнений к современному женскому и мужскому костюму.
Художественная роспись тканей объединяет несколько способов нанесения рисунка на ткань при помощи специально изготовленных красок из анилиновых красителей.
Ручная набойка — способ оформления тканей, при котором для нанесения рисунка на ткань используются деревянные доски-«манеры» с вырезанными на них рисунками. Иногда резной рисунок дополняется металлическими насечками для получения более тонких линий и точек. Количество манер соответствует количеству красок в рисунке. Рисунок наносится на ткань путем накладывания на нее смоченной в краске манеры. Для более четкого пропечатывания рисунка манера простукивается деревянным молотком (отсюда термин «набойка»).
Ручная роспись ткани — так называемый холодный батик, горячий батик и различные способы свободной росписи. При этих видах росписи применяется несложное оборудование, состоящее из рам-пялец, на которые натягивается ткань, и стола для установки рам. Холодный и горячий батик — способы росписи, которые основаны на принципе резервирования участков ткани и последовательного ее окрашивания. При оформлении изделий и технике холодного батика применяется резервирующий состав, в основе которого имеется резиновый клей. Резервирующий состав наносится на ткань при помощи стеклянной трубочки замкнутым контуром по шаблону, снятому с заранее подготовленного на бумаге рисунка. Участки ткани в пределах этого контура, так же как и участки фона, в соответствии с проектом заливаются краской. Вспомогательные функции резервирующего состава — удержание батика и свободной росписи. В этом случае живописное исполнение рисунка дополняется графическими разработками.
Фотопечать — способ оформления тканей, наиболее близкий к старинной набойке. Нанесение рисунка на ткань производится мри помощи специальных матриц — деревянных или металлических рам с туго натянутым на них шелковым или капроновым ситом. На сито фотоспособом нанесен рисунок: те места сита, которые соответствуют рисунку, прозрачны, остальное поле покрыто защитным водонепроницаемым лаком. Ткань, предназначенная для оформления этим способом, растягивается на длинном столе. На ткань последовательно накладываются матрицы, в которые залита краска определенного цвета. Краска готовится тем же способом, что и для других видов оформления тканей, но при фотопечати и нее добавляется загуститель (сальвитоза, трагант, КМЦ и др.). С помощью ракли (деревянной рейки с заоваленными краями, а иногда и двух реек с зажатой между ними упругой полосой ренты) краску возвратно-поступательным движением протирают вдоль матрицы сквозь прозрачные места сита на ткань.
Фотопечать в свою очередь имеет несколько способов нанесения рисунка на ткань: прямая печать — по неокрашенной ткани; вытравка — печать по окрашенной ткани с помощью вытравляющего вещества — ронгалита, которое разрушает краску (по рисунку) на ткани (в этом случае по цветному фону получается белый рисунок); вытравная печать — печать по окрашенной ткани краской, смешанной с ронгалитом, благодаря чему разрушается краска, в которую окрашена ткань, и одновременно к эти участки вводится новый цвет — в результате на цветном фоне получается многоцветный рисунок. Кроме того, в НИИХП разработана для фабрик новая технология фотопечати с применением вытравного состава, состоящего из выравнивателя ОС-20 и сальвитозы, который также через матрицу по рисунку наносится на ткань, после чего производится обычная прямая печать. В местах нанесения вытравного состава цвет краски ослабляется до полутона. При этом способе, применяя 4—5 матриц, можно получить (1-8 — цветный рисунок. Благодаря тому, что фотопечать располагает многими техническими возможностями как в отношении изготовления матриц, так и относительно методов нанесения краски на ткань, изделия, оформленные этим способом, очень разнообразны по характеру рисунка и колориту.
Аэрография — способ оформления тканей, осуществляемый при помощи пульверизаторов и других распылителей. Распыленная краска, осаждаясь на ткани, дает достаточно ровную «точечную» окраску. Накладывая на ткань различные трафареты, сетки и т. д., варьируя их сочетания, художники добиваются эффектных решений и сложных цветовых сочетаний. Отличительной особенностью этого способа оформления тканей является мягкость перехода одного цвета в другой, которая обусловливается сочетанием чистых красок с их производными, получаемыми в результате наложения цвета на цвет.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий