Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Русские народные промыслы и русские художественные промыслы

Русские народные промыслы и русские художественные промыслы

Русские народные промыслы и русские художественные промыслыКогда говорят о том, что же такое есть народные промыслы, то многие имеют в виду только художественные промыслы, забывая или и не зная о том, что ещё в прошлом (начале) и позапрошлом веках на Руси промыслы как раз и были той «промышленностью», которая и обеспечивала русский народ всем необходимым. Мебельно-столярный промысел, экипажный промысел, бондарный промысел, бурачное ремесло, ложкарный промысел, корзиночный промысел, драночный промысел, смолодектярные промыслы и десятки других промыслов, самопроизвольно зародившись в разных краях нашей родной земли прекрасно справлялись с, как теперь говорят, «насыщением внутреннего рынка» всем демографически необходимым от еды до детских игрушек. А художественные народные промыслы – они как раньше, так и сейчас, в большей степени предназначены для удовлетворения культурных потребностей человека, хотя практически всё, производимое ими имеет и практически-хозяйственный смысл.
В настоящее время народные художественные промыслы — особая отрасль современной художественной промышленности, выпускающая изделия бытового и сувенирного назначения. Предприятия промыслов объединяют мастеров и художников народного декоративного искусства. Существенной их особенностью является коллективность творческого процесса, применение высококвалифицированного ручного труда наряду с использованием несложных вспомогательных приспособлений и средств малой механизации.
Продукция художественных промыслов пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за ее пределами; лучшие работы народных мастеров с неизменным успехом демонстрируются на отечественных и зарубежных выставках, являются убедительным свидетельством расцвета советской многонациональной культуры. Кто не знает «золотой» Хохломы, палехской, холуйской или федоскинской миниатюрной живописи на папье-маше, нарядного и изысканного вологодского кружева, дымковской и тульской глиняной игрушки?
Общепризнанное культурно-историческое значение художественных промыслов прежде всего определяется ценностью освоенных творческими коллективами ремесленных традиций. В практике ряда современных промыслов бережно сохраняются и совершенствуются традиционные формы и приемы, относящиеся к глубинным пластам народной художественной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью. Благодаря существованию промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, становятся достоянием массового потребителя, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей.
Вместе с тем промыслы могут рассматриваться и как новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства.
Производственная структура промыслов, преобразованная в советские годы на новых социалистических началах, в известной мере наследует специфические формы и принципы организации труда, существовавшие в мелкой кустарной промышленности дореволюционного периода.
В экономике России, являвшейся в прошлом преимущественно аграрной страной, заметную роль играли переходные виды производства: домашнее ремесло и промыслы. Если ремесло еще оставалось в рамках натурального хозяйства, то кустарные промыслы, являлись первой ступенью товарного производства, предполагающей существование специализированной ремесленной мастерской с большим или меньшим количеством работников.
В крестьянском и городском ремесле XVIII—XIX вв. отчетливо проявляется влияние фольклорных традиций, в ряде исконных отраслей ремесленного производства мастерство ремесленника достигает уровня высокого искусства. Изделия ремесленного производства, предназначавшиеся для рынка, обладали значительными эстетическими достоинствами и стилистическим своеобразием; их отличительными особенностями являлись виртуозность исполнительской манеры, немногодельность, лаконичность и выразительность художественного оформления.
Характеризуя состояние промыслов во второй половине XIX в., можно отметить противоречивость капиталистических, преобразований и то обстоятельство, что с переходом к следующему, более прогрессивному способу производства возрастает дробление производственных операций и обусловленная этим деградация профессионального мастерства, выхолащивание творческого начала в процессе труда. В этот период большая часть промыслов приобретает характер капиталистической мануфактуры (например, Семеновский ложкарный промысел, Подмосковный игрушечный промысел, Павловский слесарный промысел и ряд других). На заключительном же этапе развития капиталистического производства при переходе от мануфактуры к фабрике полностью ниспровергается «веками нажитое ручное искусство мастера».
В результате капиталистической конкуренции подрывается экономическая основа традиционных центров ремесленного производства, снижается спрос па ремесленные изделия, что приводит к упадку промыслов. Отрицательные последствия капиталистической перестройки с наибольшей очевидностью проявились в художественных отраслях кустарной промышленности, еще не утративших своей связи с народным орнаментальным творчеством.
В разное время, и при советской власти и после неё, осуществлялся ряд организационных мероприятий для того, чтобы восстановить и активизировать сохранившуюся кустарную промышленность, включить ее в общую структуру хозяйства. Вместе с тем при реорганизации кустарной промышленности принимается во внимание исключительная ценность традиционных видов художественного ремесла; художественные промыслы рассматриваются не только как отрасль мелкой промышленности, но и как самобытное, коллективно создаваемое искусство, один из важнейших источников и компонентов общенародной культуры.
Начиная с 20-х годов советскими исследователями проводится большая работа по изучению народного декоративного искусства, возрождению забытых или пришедших в упадок видов художественного ремесла, объединению народных мастеров и, профессиональные коллективы, созданию специализированных предприятий, способных выпускать полноценную художественную продукцию. Жизнеспособность художественных промыслов обеспечивалась их своевременным и успешным переключением на изготовление новых видов изделий, отвечающих запросам современного потребителя, усовершенствованием технологического процесса, механизацией подготовительных и подсобных работ. Стимулированию творчества народных мастеров способствовало систематическое их привлечение к участию на внутренних и зарубежных выставках, предоставление государственных заказов на уникальные выставочные и подарочные изделия, закупка лучших произведений для пополнения музейных коллекций, проведение конкурсов по улучшению и обновлению ассортимента серийной художественной продукции. В целях активизации творческой работы в ряде промыслов были созданы экспериментальные художественные лаборатории. Ведущим мастерам народных художественных промыслов присваиваются почетные звания; их творческие достижения отмечаются правительственными наградами.
Первые предприятия народных художественных промыслов были организованы в 1917—1919 гг. на базе артелей, возникших еще в дореволюционный период. К их числу относится, например, Федоскинская артель художественной росписи на папье-маше (в настоящее время Федоскинская фабрика миниатюрной живописи), ведущая свое начало от знаменитого Лукутинского промысла. Деятельность артели сергиевско-посадских игрушечников (теперь Загорская фабрика игрушек № 1) началась в 1913 г.
В течение нескольких десятилетий художественные промыслы находились в системе промысловой кооперации и сохраняли структуру артелей. С начала 20-х годов их производственная деятельность возглавляется Главкустпромом, позднее — Всекопромсоветом и Роспромсоветом. В 1960 г. в связи с ликвидацией промысловой кооперации основная масса предприятий художественных промыслов была передана Главному управлению бытового обслуживания РСФСР и затем с 1965 г. присоединена к местной промышленности. При этом в 1960 г. бывшие художественные артели были переименованы в фабрики и комбинаты.
Изменение названия художественных производств в основном носило формальный характер, не исключало признания и сохранения специфики художественных промыслов. Вместе с тем в ряде случаев новое наименование вполне соответствовало действительному положению вещей и лишь подтверждало очевидный факт превращения некоторых художественных промыслов в фабрики. Угасание отдельных художественных промыслов и традиционных отраслей художественного творчества в известной мере обусловлено неизбежным процессом дифференциации, наблюдающимся в современной промышленности отсевом наименее ценных в художественном отношении, нерентабельных видов ремесленного производства, не способных противостоять натиску стандартизированной фабричной продукции. Положение художественных промыслов осложняется их организационно-ведомственной разобщенностью и тем обстоятельством, что они смешаны с мелкой фабричной промышленностью, выпускающей изделия ширпотреба.
Художественные промыслы далеко не всегда представляют собой обособленные специализированные производства, нередко они существуют в виде небольших цехов или производственных мастерских при разноотраслевых комбинатах или крупных промышленных предприятиях нехудожественного профиля. В некоторых случаях наряду с цеховой организацией производства на предприятиях художественных промыслов практикуется система надомного труда, позволяющая полнее использовать кадры местных мастеров.
Народные художественные промыслы РФ неодинаковы и по своему стилистическому направлению, что обусловливается главным образом временем их происхождения. В художественной продукции .некоторых промыслов отчетливо прослеживается связь с устойчивой исторической традицией, творчество народных мастериц выражается в воспроизведении и интерпретации самобытных художественных форм, сюжетов, мотивов орнамента, сложившихся в XVIII—XIX веках, а иногда и в более отдаленном прошлом. К числу таких промыслов относятся вологодское кружевоплетение, хохломская роспись по дереву, жостовская роспись по металлу, дымковская (или вятская) игрушка, чукотская резная кость, всемирно известные промыслы Дагестана.
В ряде промыслов, воссозданных в советские годы, на месте существовавших ремесленных производств выявились совершенно новые черты в особенностях художественного стиля, технике и манере исполнения, не свойственные произведениям прежней ремесленной школы. Примером таких производств могут служить хотьковская и тобольская резьба по кости, ростовская финифть, устюжская чернь, красносельская филигрань, а также, холуйская и палехская лаковая миниатюра, связанные в своих истоках с давно уже забытым иконописным производством. Наконец, имеются и такие предприятия художественных промыслов, которые сформировались в новых районах независимо от местных традиций; стилистическое своеобразие их продукции определилось в советское время. Производствами такого типа яв¬ляются кисловодская резьба по рогу, казаковская филигрань, омское ковроделие, обработка камня в Горьковской и Архангельской областях.
Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый строй псевдодемократического назначения по всесу народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких рыночных условиях многие и многие предприятия худпромыслов были разорены, перепрофилированы, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно – на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание и на то, что художественные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам. И без всякого сомнения это наше великое достояние распустится вновь пышным цветом, когда закончится очередная «зима» и начнётся новая «весна» в жизни нашего народа.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий