Тугая распорка между оглоблями, схваченная по концам петлями гужей. Стянешь клешни хомута супонью, и дуга утвердит весь лад упряжи: сама поставлена торчком, оглобли «в обнимку» с хомутом, тяжи натянуты и прочно владеют поворотной, передней, осью повозки. Теперь садись и поезжай…
Но ежели дуги нет, невольно спросишь: а как ее сделать? Сделать можно, хотя и непросто. «Дуги гнут не вдруг»,— припомнится крестьянский говорок. Один медведь гнет дуги, не спросясь, только лес трещит. Как же будем делать?
Дужный промысел теперь заглох, и редко кто знает с чего начать. Между тем начинается это дело с выбора нужной породы дерева. Дуга ведь должна быть легкой и прочной, значит, и древесина годится не всякая. Хорошо дугу выделывать из ветлы. Именно ветла и легкая, и вязкая, и при гнутье не дает сколов. Ходят за ней, само собой, не в лес, а в низину, где она и стоит одной ногой в ручье, а другой — на берегу, то есть лепится поближе к воде.
Для дуг нам потребуется свежий ветловый кряж длиной около 3 м и толщиной в отрубе 25—28 см. Из такого кряжа выйдет 5 дуг. Вы спросите, зачем 5, когда хватит одной? Поясню. Можно обойтись одной ветловой жердью толщиной в дугу. Но древесина жерди невызревшая, слабая, стало быть, и дуга получится слабой. А нужна на долгие годы.
Кряж с помощью клиньев расколем на плахи. Получится 5 плах, их надо обтесать топором, стараясь счистить срединную, ломкую часть. И вот плахи отвезены на подворье, где и примемся гнуть из них дуги. Для начала заготовки необходимо распарить, иначе не согнуть в дугу. Распаривают в парильнях, печах либо в котлах, но у нас с вами теперь ничего этого может не быть. Поэтому попробуем мы древесину распарить… в навозе, тем более что так умели делать в старину — опыт есть. Более горячим считается конский навоз, его-то постараемся и раздобыть. Но ежели конского навоза нет, подойдет и обычный, хлевный. На подушку из навоза уложим рядок наших плах, затем снова глубокий слой навоза. Смочив водой, штабель с боков и поверху засыплем землей. В навозе заготовки подержим около месяца.
За это время смастерим станок для гнутья дуг. Он представляет собою помост с возвышением вроде полукруга, называется гибало или форма. Все устройство укреплено на стойках, одна из которых в виде выступа располагается почти рядом с началом формы. По центру помоста возвышается кол, к нему прикрепим рычаг с надетым колесом, чтобы по земле вести ровнее. Конец заготовки вставим в щель между выступом и формой, заклиним его, а другой конец понадежнее прикрутим к рычагу. Теперь поведем рычаг от себя, один, напрягшись, ведет, а напарник пусть (с безопасной стороны) следит за тем, как бы поплотнее плаха прилегала к форме. Заготовка согнута, теперь дугу по концам свяжем крепкой веревкой или проволокой, снимем с формы и поставим сушить.
А как дуга высохнет, начнется отделка: обстругаем ее, лишнее отрежем, с внешней стороны по концам поделаем выемки, в них потом будут вкладываться оглобли. Осталось дугу украсить резьбой или расписать, по желанию, под самой маковкой укрепить колечко, за него и подцепим коло-кольчик-говорунок. Ай да дуга получилась!
Конечно, с точки зрения многих животноводов-любителей лучший транспорт для личного хозяйства — мотоблок, несомненно, автомобиль, наконец — лошадка. Однако не спешите ставить точку. Есть у нас приусадебные участки, где на службу поставлены и быки, собаки, верблюды. Ну и пусть будут хотя бы до той поры, когда мотоблоки станут доступными любому и каждому.
Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Изготовление дуги для упряжи
Автор: Autor | Дата публикации: 23, Декабрь 2012