Зимний международный театральный фестиваль в Санкт-Петербургске показал на сцене Молодежного театра на Фонтанке «Смерть в Венеции». Спектакль по одноименной новелле Томаса Манна и циклу Густава Малера «Песни об умерших детях» в знаменитом немецком театре «Шаубюне» поставил его главный режиссер Томас Остермайер.
В спектакле из обрывков хаоса, из разных сценических реальностей, складывается мощный мотив извечной близости жизни и смерти, взаимопритяжения и взаимоотталкивания молодости и старости и в итоге смиренной и оттого еще более глубокой трагедии бренности бытия. Подступы к этой трагедии режиссер берет не без иронии: в один из моментов, когда пожилой Ашенбах — Йозеф Бирбихлер наблюдает за юношей Тадзио — Леон Клозе в очередь с Максимилианом Остерманом, тот выглядит пышущей здоровьем копией хрестоматийнейшей скульптуры мальчика, вынимающего занозу.
Антитеза искусственного и естественного в этом спектакле, необузданного природного и облагороженного культурой находится в постоянном балансе, который и не дает возможности занять ту или иную сторону.
Густав фон Ашенбах — великолепная роль Йозефа Бирбихлера, притом что кроме текстов вокального цикла Малера актер не произносит ни слова — сюжет новеллы зритель узнает от Рассказчика, он только ревниво, пристально наблюдает за беспечной юной жизнью. Бездумность и плотская радость молодости Тадзио меняется в те краткие секунды, когда он оглядывается на старика, на предощущение понимания философии жизни, чего-то сложного, непостижимого, очень важного.
Герои этого спектакля почти не вступают в диалоги, разве что официант пару раз просит Ашенбаха подписать счет. И это, конечно, именно тот счет, в котором постоянно фиксируется течение времени жизни и который неумолимо предъявляет приближающаяся смерть. Пафоса у Остермайера в этом мало — больше просто осознания того, что по всем счетам всегда приходится платить.