Многие музыкальные произведения, написанные начиная с XVIII в., написаны для струнных инструментов. Струнные музыкальные инструменты представляют собой резонансный корпус с натянутыми на него струнами. По струнам водят смычком, перебирают пальцами или медиатором или постукивают молоточками. Извлекаемые звуки усиливает корпус инструмента. Струны музыкальных инструментов долго настраивают, регулируя их натяжение. В музыке это натяжение влияет на высоту тона.
Практически все струнные происходят от лука. Сегодня наиболее распространены европейские струнные смычковые инструменты, составляющие основу классического оркестра: скрипка, альт, виолончель, контрабас и другие.
Скрипка — инструмент очень хрупкий и очень сложный не только в производстве, но и в овладении им. Он состоит из частей, сделанных из различных материалов и имеющих очень изогнутую и плавную форму. Скрипка также является самым маленьким по размеру и самым высоким по регистру представителем западноевропейских смычковых музыкальных инструментов. С XVII в. у скрипки есть 4 струны, которые соответствуют 4 нотам — соль, ре, ля и ми. У скрипки есть большое различие с гитарой — у нее нет ладов для взятия нот. Поэтому при игре на скрипке музыканту нужно полагаться только на мышечную и слуховую память. Скрипка-главный и самый «многочисленный» музыкальный инструмент в классическом оркестре. Поэтому она часто солирует в нем. Звук у скрипки очень выразительный и вибрирующий. В Италии были созданы лучше образцы этих музыкальных инструментов. Создателем скрипки считается Андреа Амати из известного города Кремона.
Альт — это старший брат скрипки. На первый взгляд они покажутся Вам одинаковыми. Альт имеет более большой размер и более низкий регистр. Его струны обозначают несколько другой порядок — до, соль, ре и ля. Многое время альт выступал в качестве » гармонического наполнения» в оркестре. Альт входит в состав струнных и камерных ансамблей. И не смотря на свою выразительность, редко выступает, как солирующий музыкальный инструмент.
Виолончель звучит на октаву ниже, чем альт, имеет такую же настройку струн (все те же ноты, в том же порядке). Имеет форму скрипки, но крупнее. Металлическим шпилем, который крепят изнутри инструмента, она упирается в пол. Играют на ней сидя, придерживая инструмент ногами. Виолончель так же входит в состав классического оркестра и различных камерных ансамблей.
Виола да гамба похожа на виолончель. Она «родилась» в XVI-XVII вв. в Испании на стыке двух культур и религий — христианства и ислама. Обычно она имеет шесть струн и семь ладов. Существует целое семейство виол различных размеров. Наряду с клавесином и флейтами виола обычно входит в состав оркестров, играющих старинную музыку. Виолу часто украшают орнаментами.
Контрабас — самый крупный из струнных смычковый музыкальных инструментов (около 2 метров). Используется крайне редко. Его настройка — ми, ля, ре и соль. В классическом оркестре контрабас играет партию виолончелей на октаву ниже, усиливая их звучание. Но, не смотря на редкость использования, контрабас может играть и сольные композиции. В ритм — секции джазе контрабас исполняет басовые пиццикато.