Художественные лаки известны в России с конца XVIII в. (1795 г.). Впервые художественные изделия из лакированного папье-маше с миниатюрной росписью начали выполнять в подмосковном селе Федоскине. Материалом для изготовления изделий служил картон. Ленты картона (раскроенные на режущих станках) обильно смазывают мучным клейстером и навивают на деревянные или металлические каркасы, соответствующие формам и размерам будущих изделий: коробочек, шкатулок, ларцов и т. п. Затем такую «катушку» помещают в зажимы несложного ручного пресса. Подсохшую катушку, снятую с каркаса, пропитывают льняным маслом и сушат в специальных шкафах при температуре до 100° С. После этого катушки распиливают на отдельные корпуса будущих коробочек. К ним приклеивают донышки, прилаживают крышки (пластинки для донышек и крышек прессуются и обрабатываются параллельно). Смонтированную вещь обрабатывают стамесками и наждаками, придавая ей нужные очертания. Затем на изделие наносят слои густого грунта (шпаклевки), причем каждый слой просушивают, выравнивают и шлифуют. За шпаклевкой следуют слои черного лака. Внутреннюю поверхность коробочек обычно покрывают красной краской (киноварью) и бесцветным лаком. Готовые изделия украшают тончайшей красочной миниатюрной росписью, которая закрепляется несколькими слоями бесцветного лака и полируется до зеркального блеска.
Федоскинскую миниатюрную живопись выполняют масляными красками в трехслойной классической последовательности письма. Здесь преобладает пластическое, объемное понимание формы, близкой реалистическим формам классической станковой живописи. Основываясь на свойствах некоторых красок, федоскинские художники используют подкладки под живопись сусального золота, перламутровых пластинок, потали (в так называемом «письме по-сквозному»). Иногда в краски подмешивают алюминиевые и бронзовые порошки, что вызывает эффект мерцающего цвета. Применяется также живопись черной и белой красками (гризайль и силуэт). Наряду с живописной манерой в Федоскине были разработаны оригинальные приемы декорировки поверхности изделий: «шотландка» — геометрический, сетчатый узор, напоминающий шотландские ткани; «скань» — наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических (серебряных или мельхиоровых) элементов, отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами; «цировка»—лучеобразный и волнообразный узор, создаваемый при помощи лекала методом глубокой гравировки по лаковой пленке до нижележащего металлического листа (олова или серебра); имитация красками узора черепаховой кости красного дерева, малахита и т. п.
В начале XIX в. неподалеку от Федоскина, в д. Жостово, появились первые расписные подносы. В ярком виртуозном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Подносы различных форм и размеров штампуют из кровельного железа на электрических прессах. Обработка подносов грунтами и лаками в общих чертах аналогична федоскинской технологии обработки изделий из папье-маше. Жостовские мастера пишут масляными красками, обильно разбавленными льняным маслом. В Жостове применяются беличьи кисти различных размеров, способные вбирать в себя большое количество краски, что очень важно при наложении упругого, «долгого» мазка. Для жостовской росписи характерно чередование многих отточенных приемов — «подмалевок», «тенёжка», «прокладка», «бликовка», «чертежка» и др. Наряду с традиционным черным фоном в Жостове создаются и другие колера: красные, синие, зеленые, белые (цвет слоновой кости). При этом соответственно меняется и весь цветовой строй росписи. Цветные колера создаются следующим образом: подготовленный под живопись поднос покрывают тонким слоем светлого лака и припорашивают его алюминиевыми или бронзовыми порошками. После просушки поднос аккуратно окрашивают синей или зеленой лессировочными красками по алюминиевому грунту либо красной по бронзированной поверхности. В результате получается интенсивный и в то же время прозрачный (сквозной) колер фона. Наряду с многослойной росписью в Жостове применяется так называемое «письмо по поталям». В этом случае «подмалевок» создается подцвеченным масляным лаком. На слегка подсушенную лаковую роспись налепляются листики потали либо посыпается алюминиевый или бронзовый порошок. Блестящий силуэт букета затем подкрашивается лессировочными красками и разрабатывается в деталях коричневой краской. Характеру свободной кистевой росписи соответствует легкий орнамент «в елочку», идущий по борту подноса (орнамент исполняется светлым лаком с последующей присыпкой его бронзовым порошком). Завершающаяся отделка поверхности подноса светлым лаком (в три слоя) с последующими шлифовкой и полировкой производится так же, как в Федоскине.
После Октябрьской революции возникли новые лаковые производства: в Палехе (Ивановская обл.), Мстере (Владимирская обл.) и Холуе (Ивановская обл.). До революции Палех, Мстера и Холуй были известны как центры иконописного ремесла. Иконописцы Палеха и Мстеры славились своим мастерством в создании уникальных икон. Им поручались ответственные работы по реставрации икон и фресок старинных храмов Москвы, Новгорода, Ярославля и других городов. Затем лучшие мастера Палеха, Мстеры и Холуя (в прошлом Холуй выпускал преимущественно дешевые, «расхожие» иконы) при активном содействии известного специалиста в области русских лаков профессора А. В. Бакушинского освоили новый вид искусства — миниатюрную живопись на изделиях из папье-маше, переняв технологию их изготовления у федоскинцев. Бывшие иконописцы перенесли в новое искусство технологические принципы тончайшего письма темперными (эмульсионными) красками, а также некоторые общие схемы композиций и принципы трактовки пейзажа и архитектуры: декоративные «горки», «древесы», «палаты». Для палехского, мстерского и холуйского искусства характерно преимущественное обращение к сказочным мотивам, былинному эпосу, историческим сюжетам, трактованным в романтизированном поэтическом плане. Миниатюрная роспись на ларцах, шкатулках, коробочках, бисерницах и других подобных этим изделиях обычно дополняется орнаментами, исполненными твореным золотом. Роспись покрывается шестью слоями бесцветного лака и полируется до зеркального блеска. Произведения мастеров советской лаковой живописи пользуются мировой известностью.
Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Художественные лаки
Автор: Autor | Дата публикации: 23, Декабрь 2012