Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Художественная обработка дерева

Художественная обработка дерева

Художественная обработка дереваХудожественная обработка дерева восходит к глубокой древности. В России, богатой лесами, дерево всегда было одним из любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Разнообразием приемов и техник художественной обработки дерева отличаются многие области страны.
Топор, нож, кисть были главными инструментами в руках крестьянина. Плотницким искусством издревле славились Русский Север, Верхнее и Среднее Поволжье. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось крестьянское искусство вещи. Высокие эстетические качества, содержательность изделий из дерева были всегда соединены с их утилитарностью. Это во многом определяло и способы художественной обработки и характер орнаментации, сохраняющей единство в монументальных произведениях домовой резьбы или скульптуры и в декоре домашней утвари, начиная от ткацкого станка, прялки, рубеля и кончая посудой, детской игрушкой.
Самая распространенная техника резьбы в прошлом — плоскорельефная; для нее характерна неглубокая порезка, при которой рельефный орнамент (чаще всего растительный или неметрический) и его фон находятся на одном и том же уровне.
Плоскорельефная резьба имеет несколько видов: контурная резьба — на поверхность изделия ножом наносят узкие двугранные порезки; геометрическая трехгранно-выемчатая резьба — выполняется стамесками разной величины, которыми вырезают на поверхности изделия трехгранные углубления, выемки; ногтевидно-выемчатая резьба — выполняется ложчатым долотом, которым режут круглые ногтевидные углубления.
В развитии традиций плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба. Народными мастерами создано богатейшее по формам и ритмам узорочье из простейших порезок, выемок, образующих треугольники, круги, ромбы и пр.
Искусство деревянной объемной скульптуры и игрушки с успехом развивается на Богородской фабрике художественной резьбы с присущими только этому промыслу технологией и художественными приемами.
Большое развитие получило изготовление художественных изделий из дерева на токарной основе с росписью на предприятиях Горьковской области, вырабатывающих матрешку; с росписью и выжиганием — на предприятиях Московской и Калининской областей.
Для росписи применяются масляные, темперные и анилиновые краски. Некоторые художественные промыслы сохраняют свою специфическую технологию росписи, характерную только для данной местности, например, хохломская роспись, городецкая и др. Роспись может производиться как горячим способом (хохломская), так и холодным (городецкая). Тонкое травное хохломское письмо в праздничном сочетании черного, красного и золота не похоже па крупную кистевую роспись Городца, живописную в своей основе. У каждого промысла свои традиции, своя история.
Часто в декоративных целях мастера используют природную красоту самого материала: различных пород дерева и капо-корня (наростов на стволах и корнях березы). В таких случаях эффект достигается полировкой, вощением, подкраской и другими приемами, выявляющими тонкий узор самой текстуры дерева.
С давних пор во всех лесных районах страны была распространена резьба по бересте. Значительный промысел прорезной бересты сложился в окрестностях г. Великого Устюга.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий