Художественная обработка металла — один из старинных видов декоративно-прикладного искусства, высоко развитый у русских мастеров еще во времена Киевской Руси. Они владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Работы киевских литейщиков и златокузнецов отличались совершенством исполнения и пользовались широкой известностью за рубежом.
Литейное, кузнечное и ювелирное производство продолжало развиваться и в дальнейшем, о чем свидетельствуют многочисленные находки археологов, обнаруженные в Старой Рязани, на территории Владимиро-Суздальского княжества, в Новгороде, в Твери и в ряде других мест. Эта отрасль декоративно-прикладного искусства вновь достигает расцвета в XIV—XVII вв., в эпоху образования Русского государства. Крупными центрами художественной обработки металла становятся Москва, Ярославль, Великий Устюг. В XVI—XVII вв. наблюдается бурное развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Металл широко начинают использовать в архитектуре. В период барокко и классицизма в Москве и Петербурге создаются специализированные мастерские и фабрики (бронзолитейное предприятие Шопена и др.). Всесторонне подготовленные мастера художественной обработки металла группируются при крупных оружейных заводах: тульском, сестрорецком, златоустовском. В то же время выпуском чугунного художественного литья занимаются партикулярные предприятия, принадлежащие Бибарсову, Нарышкину, Баташовым, Демидовым.
Наряду с фабрично-заводской промышленностью развивается мелкое кустарное производство: кузнечно-слесарное и литейное в Павловской слободе бывшей Нижегородской губернии, чеканное в Ярославской, Вятской и Владимирской губерниях, ювелирное — в районе с. Красное близ Костромы, а также в Рыбной слободе бывшей Казанской губернии и в окрестностях Бронниц под Москвой.
К традиционным металлообрабатывающим предприятиям, восстановленным в советское время, относятся фабрики: «Северная чернь», «Ростовская финифть», Красносельская ювелирная фабрика, филиал Бронницкой ювелирно-художественной фабрики в подмосковном селе Синькове, художественные цехи при машиностроительном заводе имени Ленина и Каслинском машиностроительном заводе, и т.д.
В процессе производства используются разнообразные материалы и способы их обработки. Основные материалы — черные, драгоценные и цветные металлы, в ювелирных изделиях металл нередко сочетается самоцветными натуральными и искусственными камнями (алмазами, рубинами и т. п.), цветным стеклом, костью, рогом, перламутром, пластмассой. Существует несколько наиболее применяемых технологических приёмов художественной обработки металла.
Скань (филигрань) — способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки, иногда уплощённой посредством вальцовки. Материалом служит серебро, реже применяется золото. Элементы сканного узора соединяются при помощи пайки. Скань может быть ажурной или напайной, в последнем случае сканный узор напаивается на поверхность изделия. Отдельным деталям ажурного сканного узора иногда придается рельефность путем выколотки.
Зернь — оформление отдельных элементов изделий напайкой металлическими шариками («кернерами») диаметром от 0,5 до 1-4 мм. Применяется в сочетании со сканью. эмаль (финифть) — декоративное покрытие, накладывающееся на поверхность металлических изделий. По своему составу используемые в художественной промышленности эмали подразделяются на холодные (т. е. не требующие обжига) и горячие. Холодная эмаль изготовляется на основе мочевиноформальдегидных смол, наносится на изделие кистью или распылителем, после чего производится сушка. Горячие эмали накладываются в виде пастозной массы с помощью шпателя, затем высушиваются и подвергаются обжигу. Эмалевое покрытие обладает твердой, блестящей поверхностью и прочно сцепляется с металлом.
Эмали различаются по цвету и светопроницаемости. Существуют прозрачные эмали, сквозь которые просвечивает металлическая основа изделия; полупрозрачные — «палевые», переливающиеся на свету; непрозрачные —«глухие» эмали. В производственной практике применяются различные способы нанесения эмалевого покрытия; заливка эмалью углубленных участков, оттиснутых, на поверхности изделия,— выемчатая эмаль; заливка ячеек, разделенных тонкими металлическими перегородками или элементами напайного сканного узора,— перегородчатая эмаль, или эмаль по скани; заливка ячеек ажурного узора — «оконная» эмаль. В ряде случаев слабоокрашенной прозрачной эмалью целиком покрывается лицевая поверхность значков и медалей, имеющих плоскорельефное изображение, в целях выявления моделировки рельефа и имитации патины.
Роспись по эмали — выполнение орнаментальных и сюжетных изображений на металлических пластинках, покрытых одноцветной эмалью. В качестве фонового покрытия чаще всего используется глухая эмаль белого цвета. Роспись производится жаростойкими керамическими красками и закрепляется посредством повторного обжига.
Чеканка (торевтика) — обработка металла путем выколотки или плющения. Работа производится специальным чеканочным молотком. Чеканка может служить самостоятельным способом изготовления художественных изделий, при этом используется листовой материал. В этом случае могут выполняться плоскорельефные или объемные изделия. Рельефная чеканка осуществляется различными способами: осаживанием металла на подкладной матрице, нанесением плоскорельефного рисунка специальными штампиками — пуансонная чеканка, свободным формированием рельефа на пластичной подкладке — резине, свинце или смоле. В последнем случае применяется набор чеканов — вспомогательных инструментов, имеющих форму притупленных зубилец, которые помещаются между молотком и обрабатываемым материалом. Разновидностью пуансонной чеканки является канфарение — набивка зернистой фактуры на поверхности изделия. Чеканка используется так же, как дополнительная операция при доработке и чистовой отделке художественного литья.
Гравировка — оформление художественных изделий поверхностной порезкой. Гравировка выполняется вручную специальными резцами — штихелями. По характеру технических приемов различается штриховая гравировка — выполнение рисунка контурными линиями и штрихами и рельефная резьба — обронная работа; в последнем случае производится выборка фона и рельефная разделка деталей изображения. Обронная техника нередко сочетается с чеканкой.
Насечка — выполнение узора путем инкрустации. Насечка производится по стали или слоновой кости серебром, золотом или медью. Техника насечки состоит в выборке контурных или локальных углублений на поверхности изделия с помощью штихеля и в забивке металлической проволоки или пластинок, используемых для инкрустации.
Чернь (ниэло) — выполнение графического узора на поверхности серебряных изделий путем наплавления черневого состава. В состав черни входят сернистые окислы серебра, меди и свинца. Синевато-черный черневой сплав обладает металлическим блеском, значительной прочностью и пластичностью, соединяется с серебряной основой изделия. Наносится на поверхность изделий с тисненым или гравированным узором, после чего изделие подвергается обжигу. плавленная чернь, растекаясь, заполняет углубления узора, излишки черни удаляются с помощью опиловки и шлифовки.
Давильные работы — вытягивание пустотелых объемных изделий концентрической формы на вращающейся болванке.
Накатка — способ нанесения рельефного рисунка или фактурной разделки на изделия концентрической формы. Накатка производится путем сопряжения вращающейся заготовки, закреплённой в патроне токарного станка, со стальным колесиком, на поверхности которого выгравирован соответствующий рельефный узор.
Штамповка — обработка металла посредством тиснения или удара. Производится на механических прессах со сменными приспособлениями — штампами. Основными элементами штампов являются ударный или рубящий инструмент — пуансон и мат— стальное ложе, повторяющее конфигурацию изделия. Путём штамповки осуществляется вырубка плоских заготовок листового металла, выгибка или вытягивание объемных форм, тиснение рельефных изображений.
Ковка — пластическая обработка металла путем плющения, изгибания, скручивания, рубки и т. п. Выполняется механическим способом или вручную с помощью несложного инструмента: молота, наковальни, зубил, фасонных пробойников. При изготовлении сложных рельефных элементов применяются пресс-формы.
Гнутье — упрощенная разновидность ковки, выполнение изделий из фабричных заготовок (проката) путем склепывания или сваривания гнутых элементов.
Литье — формование изделий из расплавленного металла. Наиболее распространенные способы художественного литья: отливка изделий в одностороннюю или двустороннюю земляную форму с применением опок — металлических рам с высокими прямоугольными стенками, заполняемых формовочной смесью; отливка в кокиль — металлическую разъемную ‘форму. При отливке изделий сложной конфигурации употребляются цельные формы, получаемые путем заформования и последующей выплавки восковых моделей. В современной практике поверхность восковых изделий предварительно покрывается силикатной оболочкой, обеспечивающей чистоту отливки — прецизионное литье. В подобных же случаях применяется способ кусковой формовки, выкладывания земляной литейной формы из нескольких составных частей. Для получения пустотелых отливок в разъемную форму выкладываются земляные болванки — стержни или применяется способ литья «на выплеск», при этом жидкий металл расплескивается по стенкам формы, а его излишки удаляются, Материалом для художественного литья служит чугун, бронза, алюминиевый сплав — силумин, а также различные цинковые сплавы, для ювелирных отливок употребляется серебро или золото. В ювелирном производстве практикуется литье под давлением.
Травление — снятие поверхностного слоя металла посредством химической обработки (с помощью кислот и щелочей), Травление служит промежуточной операцией, применяющейся для удаления окалины или для обезжиривания изделий перед пайкой или нанесением гальванопокрытий. Способом глубокого травления (химического фрезерования) выполняются различные плоскорельефные изображения.
В этом случае используется также электрохимическая обработка металла.
Гальванопластика — тиражирование художественных изделий электролитическим путем, т. е. посредством наращивания металла в гипсовые, восковые или графитовые формы, подвешиваемые в растворе электролита и находящиеся под воздействием электрического тока. Материалом для снятия гальванопластических копий служит чистая медь, цинк, серебро.
Монтировка — сборка художественных изделий из нескольких раздельно выполненных частей. Соединение деталей металлических изделий производится путем склепки, закатки, обжим стыкующихся деталей на токарном станке, точечной сварки, пайки и т. п.
При заклепке камня в ювелирных изделиях применяются следующие технические приемы: крепление в касте (обрамлении в виде гладкого ободка) производится путем обжима краев обрамления; крепление посредством «крапанов» — остроконечных выступов или зубчиков, захватывающих боковые скосы камня. При использовании мелких драгоценных камней (алмазов, гранатов и т. п.) применяется так называемая гризантная закрепка; в этом случае края камня захватываются заусенцами, отделенными от металлической основы изделия штихелем. В недорогих украшениях камни закрепляются при помощи клея.
Существует несколько видов отделочных операций по обработке металла.
Шлифовка — зачистка поверхности изделия шкуркой и абразивными пастами; производится вручную или машинным способом.
Крацевка — чистовая обработка поверхности изделия металлическими вращающимися щетками в целях получения шелковистой фактуры. Этот прием используется так же, как промежуточная операция перед нанесением гальванопокрытий.
Полировка — придание поверхности металлических изделий зерркального блеска. Эта операция выполняется на вращающихся полировочных кругах с применением полировочных паст. При обработке отдельных участков полировка производится ручным инструментом. В некоторых случаях применяется химическая или электрохимическая полировка в специально оборудованных ваннах (разновидность травления).
Матование — получение мелкозернистой матовой фактуры на пескоструйных аппаратах. Поверхность изделий, подлежащих матованию, обрабатывается струей сухого песка или абразивной смесью.
Воронение — образование декоративного и антикоррозийного покрытия на поверхности стальных или чугунных изделий в виде окисной пленки. Воронение производится путем нагревания изделия в щелочном растворе или в масляной эмульсии. Полученная в результате воронения окисная пленка имеет сине-фиолетовый, коричневатый или красновато-бурый цвет.
Азотирование — термическое окрашивание металла в газовой среде.
Анодирование — электрохимическая обработка поверхности изделия, способствующая образованию прозрачной и прочной пленки, поддающейся проникающему окрашиванию. С помощью анодирования алюминий может быть окрашен в золотистый и серебристый цвета, а также в любой другой.
Оксидирование (патинирование) — ускоренное образование естественной окисной пленки на поверхности серебряных, модных, бронзовых или латунных изделий в декоративных целях. Оксидирование осуществляется химическим путем в растворе серной печени (смеси полисульфидов), в кислотах или других реактивах.
Серебрение, золочение, хромирование, меднение — нанесение декоративных и антикоррозийных металлических покрытий электролитическим или химическим способом.
«Мороз по жести» — старинный способ создания декоративного покрытия за счет выявления кристаллической структуры на поверхности луженых изделий. Технологический процесс обработки изделий включает лужение, резкое охлаждение заготовок, травление жести раствором соляной кислоты, покрытие поверхности изделий цветным прозрачным лаком
Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Художественная обработка металла
Автор: Autor | Дата публикации: 23, Декабрь 2012