Кружевоплетение — традиционный вид русского народного искусства. Наиболее ранние образцы русских кружев относятся к XVII в. В XVIII — первой половине XIX в. эти кружева выполняли из золотых и серебряных ниток, иногда с добавлением жемчуга; своим мерцающим блеском они напоминают ювелирные украшения. В начале XIX в. возникает ряд помещичьих фабрик, где крепостные мастерицы плели кружева по западноевропейским образцам, которые скупщики продавали как заграничные. Быстрый рост кружевного промысла начался после крестьянской реформы 1861 года — сначала в ряде крупных городов, где кружевоплетение было развито издавна, а затем в окружающих их селах. Обогатило технику плетения русского кружева знакомство с кружевами западноевропейского типа. Однако русское кружево, тесно связанное с крестьянской вышивкой и узорным ткачеством, всегда оставалось самобытным и народным. Русские кружева ручного плетения, оригинальные по узорам, пользовались большим спросом на внутреннем и международном рынках. В связи с этим скупщики полностью захватили сбыт кустарных кружев и брали весь, товар, не подвергая его браковке. Это, естественно, отрицательно сказывалось на качестве выполняемых кружев.
В первые годы советской власти кружевницы объединились в артели. В 1930 г. в крупнейших центрах русского кружевоплетения — вологодском и елецком, были организованы специальные союзы кружевниц и открыты кружевные профтехшколы в Вологде, Ельце и г. Советске (Кировская обл.). В 1935 г. при союзах кружевниц были созданы экспериментальные лаборатории (позднее такая же лаборатория была организована и в г. Советске), которые ставили своей целью обновление и расширение ассортимента кружев и кружевных изделий; улучшение техники кружевоплетения, снятие с производства устаревших рисунков кружев и создание новых, научную разработку норм труда кружевниц и расхода материалов, а также размножение сколков. В кружевном промысле начинают работать квалифицированные художники-технологи, оканчивающие кружевное отделение Московского художественно-промышленного училища.
В послевоенные годы в связи с увеличившимся спросом на большие кружевные изделия для украшения интерьера (накидки, покрывала, скатерти, дорожки) была проведена огромная работа по изготовлению рисунков для этих изделий и обучению отдельных мастериц искусству их создания. В 60-х годах стала модной отделка костюма кружевом, что вызвало и соответствующие изменение в ассортименте кружевных изделий.
В зависимости от места изготовления русского плетеного кружева различают вологодское, елецкое, кировское и михайловское кружево.
Для изготовления кружева употребляется хлопчатобумажная нитка в катушках, глянцевая и матовая, главным образом отбельная, а также цветная трех сложений № 10—80. В меньшем количестве применяется льняная нитка — отбельная, суровая и цветная № 14, 5/2, 22/2 и 24/2, а также нитки из синтетического волокна. И некоторых случаях в кружевные изделия вводится мишура и бисер.
Кружевная продукция массового производства делится на мерные кружева и штучные кружевные изделия.
Мерные кружева вырабатывают кусками длиной по 10 м в виде прошивки (кружевной полосы с симметричными краями) и края (кружевной полосы, имеющей с одной стороны выступающие фестоны). Прошивка и край выпускаются как с одинаковым рисунком — комплектом, так и с различными рисунками, По ширине прошивка и край делятся на узкие (от 10 до. 30 мм), средние (от 31 до 60 мм) и широкие (от 61 до 120 мм и выше).
Штучные кружевные изделия вырабатывают различных форм и размеров. Их ассортимент — всевозможные отделки к женским и детским платьям (воротнички, манжеты, вставки, жабо), кружевные блузки, перчатки, галстуки, косынки, шарфы, а также изделия для украшения интерьера (скатерти, дорожки, кухарницы, подстаканники).
Кроме кружевных изделий предприятия выпускают постельное и столовое белье, а также женские платья и блузки с кружевной отделкой.
Кружева ручного плетения исполняют при помощи коклюшек — палочек, выточенных из дерева. На верхнюю, более тонкую часть коклюшек наматывают нитки. При плетении мастерица перебрасывает коклюшки из одной руки в другую, перевивая и переплетая нитки в соответствии с узором. Узор предварительно наносят на сколок (кусок плотной бумаги или картона) в виде точек, наколотых иглой. Сколок прикрепляют к подушке-валику, которую кладут на деревянные пяльцы, похожие на козлы. При кружевоплетении применяются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке, они временно служат для закрепления ниток в определенных местах рисунка.
Кружева состоят из различных по плотности и по рисунку эле¬ментов плетения, имеющих определенное название:
— «полотнянка» — плотное плетение из неперевитых ниток, напоминающее по внешнему виду гарнитуровое (полотняное) переплетение, получаемое на ткацком станке;
— «сетка» — плетение из перевитых между собой ниток, идущих частично в косом, а частично в прямом направлении;
— «плетешки» — шнурочки, сплетенные из четырех ниток;
«насновки» — очень плотные, иногда даже рельефные элементы плетения в виде овалов или квадратиков;
— «паучки» — фигуры с плотным центром и отходящими от него в разные стороны нитками или плетешками;
— «решетки» — прозрачное плетение разнообразного рисунка, образующее фон кружевных узоров.
По способу плетения кружева разделяются на парные и сцепные. Парным способом выполняют обычно мерные кружева, сцепным— штучные кружевные изделия.
Парные кружева выплетают многими парами коклюшек, количество которых зависит от ширины кружева и сложности рисунка. Узоры обычно состоят из геометрических фигур: ромбиков, треугольников, кружков, овалов, включающих различные элементы плетения. Различают кружева плетешковые, очень ажурные, выполненные почти из одних плетешков и насновок, и сетчатые, орнамент которых состоит главным образом из сетки, полотнянки, «паучков» и решеток.
При плетении сцепного кружева применяют всего от 6 до 12 пар коклюшек. Кружева называются сцепными потому, что отдельные их части сцепляются с помощью вязального крючка. Узоры сцепного кружева имеют преимущественно растительный характер. Формы основного узора образуются из непрерывной тесьмы, выплетенной полотнянкой и ее разновидностями или сеткой. Посередине тесьмы-полотнянки иногда с лицевой стороны пропускают более толстую нитку — скань. Тесьма, образующая частые повороты, называется «вилюшкой». Фон между формами основного узора заполняется ажурными решетками.
С начала 60-х годов в мастерских Вологды и Ельца для выполнения несложных плетешковых решеток и вилюшек стали употреблять предложенный НИИХП парно-сцепной способ плетения, который повышает производительность труда и снижает себестоимость изделий, не обедняя и не ухудшая при этом художественное качество кружев.
В настоящее время в Вологодском кружевном объединении Снежинка» и на Елецком комбинате художественных промыслов для плетения мерного кружева используются и плетельные машины. кружева на этих машинах могут вырабатываться из хлопчатобумажных, льняных, шелковых и синтетических ниток разных номеров. В основе конструкции плетельных машин заложен принцип научного кружевоплетения. Узор кружева образуется с помощью жаккардового аппарата по заданной программе. Сначала делается ятрон (шаблон) узора кружева на бумаге, а затем на специальном картоне насекается жаккардовая карта. В процессе плетения нитки, идущие с коклюшек, переплетаются между собой согласно рисунку, образуя кружевное полотно, сходящее с машины в виде чулка. Кружевное полотно может состоять из одной или нескольких кружевных полос, соединенных по краям цветной вспомогательной ниткой. После снятия полотна с машины вспомогательные нитки издергивают и края разъединяют.
Узоры кружев для плетельных машин, имеющихся на предприятиях художественных промыслов, создаются в традициях русского народного кружева.
Кружева, выполненные на машинах, иногда дополняют элементами кружев ручного плетения. Такое сочетание машинного кружева с ручным позволяет выпускать широкие мерные кружева, невыполнявшиеся последние годы из-за их высокой стоимости, а также постоянно обогащать машинное кружево разнообразными художественными элементами. Себестоимость комбинированного кружева в 5 раз меньше ручного.