Вы находитесь здесь: Главная > Промыслы и ремесла > Оренбургский пуховязальный промысел

Оренбургский пуховязальный промысел

Оренбургский пуховязальный промыселПромысел получил развитие в южной и восточной части Оренбургской области, по берегам Урала, Сакмары и Ори. Процветанию промысла способствовало здесь успешное разведение особой породы оренбургских коз, пух которых мягок, крепок, эластичен, хорошо сохраняет тепло, легко растягивается и имеет высокую валкоспособность. При его обработке отходы очень незначительны (от 3 до 8%). Платки, связанные из пуха оренбургских коз, тонкие, легкие и очень прочные. Пух собирается весной, в марте и апреле, когда козы линяют. Первичное сырье для платков называется «джабажным» пухом. Лучшим сырьем считается пух, вычесанный с живой козы. В среднем одна коза дает от 100 до 300 г пуха в год.
На изготовление одного платка ручным способом уходит от 195 до 257 ч рабочего времени. Прежде всего, мастерица отбирает пух от волоса. Для этого, взяв в руки маленькие клочки пуха, она разрыхляет его руками, удаляя волос, минеральные и растительные примеси. Затем она несколько раз пух прочесывает, пропуская его на специальных двухрядных гребнях, пока хороший волокнистый пух не отделится от короткого («охлопков») и волокна не улягутся параллельно, образуя пуховую мякоть, готовую к прядению. Между первым и последующим прочесами производится мойка, подкраска и просушка пуховой мякоти в целях очистки волокна от жирового пота и грязи и придания ему однородного цвета. Потом из пуховой мякоти на коротких и легких «веретешках» приготовляют нити. Следующие процессы — трощение (т. е. соединение пуховой пряжи с хлопчатобумажными или шелковыми нитями) и скручивание трощеной пряжи на сучильном веретене.
Платки вяжут двухизнаночной гладью на двух стальных чулочных спицах. При изготовлении уникальных изделий требуется, чтобы весь платок был связан одной мастерицей. Готовый платок пушат и натягивают на пялы согласно его размерам. Цвет платка зависит от «натурального цвета пуха: белого или различных оттенков серого. Иногда мастерицы вяжут уникальные многоцветные платки, используя при этом от 17 до 47 клубков пряжи, так как для каждого рисунка необходим отдельный клубок. Мастерицы различают в платке середину и кайму, оканчивающуюся, как правило, зубчиками. Середина соединяется с каймой обвязкой. Узор — геометрический; в теплых платках он вывязывается обычно только на кайме, в ажурных («паутинках») — заполняет также и середину. Мастерицы художественного пуховязания выработали большое количество первичных орнаментальных элементов: «рыбка», «глухотинка», «горошек», «посорядки», «корольки», «соты», «мышиный след», «кошачьи лапки» и др.; из них создаются сложные узоры: «бантики», «снежинки», «угольники», «змейки», «решетки», «цепочки», «червонки», «встречные пилки» и т. д. Возможности варьировать узор безграничны, и мастерица, комбинируя отдельные мотивы, каждый раз создает новую композицию, которую обычно повторить бывает очень трудно из-за ее сложности. Поэтому практически вязальщица, основываясь на собственной фантазии и вкусе, каждый раз заново творит рисунок платка, не имея перед глазами никаких образцов.
Возникновение пуховязального промысла относится ко второй половине XVIII в. Первым предложил вычесывать пух для рукоделия историк, географ и экономист П. И. Рычков, опубликовавший в 1766 г. в «Трудах Вольного экономического общества» (ч. II) статью «Опыт о козьей шерсти». Затем Рычков представил членам этого общества изделия из пуха, выполненные его женой А. Д. Рычковой и другими мастерицами. В 1770 г. А. Д. Рычкова была награждена Обществом золотой медалью «В знак благодарности за оказанное усердие нашему обществу сообщением… нового рукоделия».
Проживая в своем оренбургском поместье постоянно, Рычковы отдали много сил для развития пуховязания в Оренбургском крае. Через 100 лет оренбургские пуховые платки экспонировались на международных выставках в Париже (1857 г.) и Лондоне (1862 г.); мастерице М. Н. Усковой на лондонской выставке была присуждена медаль. Спрос на оренбургские платки начинает быстро расти как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Предпринимаются попытки механизировать некоторые операции. Кроме местного пуха, мастерицы пробуют использовать машинную пряжу, которая удешевляет изделие, но снижает качество.
Развитие промысла привело к появлению громадного числа посредников и скупщиков. Дороговизна пуха, большая трудоемкость работ и отсюда длительный срок, в течение которого мастерицы не имели источников средств к существованию, толкали их в экономическую кабалу к предпринимателям. В борьбе с частным капиталом начинают создаваться артели. Первая из них возникла в 1913 г. в пос. Гирьяльском (Беляевский р-н); в 1914 г. она уже насчитывала 287 человек. Мировая, а затем гражданская война и разруха пагубно отразились на развитии промысла. Новый подъем его намечается после 1921 г. Однако большинство артелей в это время возглавляют бывшие предприниматели и они были недолговечны. До 1925—1926 гг. промысел почти полностью продолжал оставаться в руках частного капитала и огромной сети скупщиков.
В 1926 г. создаются артели имени Розы Люксембург в с. Каменно-Озерном (Оренбургский р-н), «Пролетарка» в с. Пречистенском (Саракташский р-н) и ряд других, а также вновь активизируется деятельность Гирьяльского товарищества. Все пуховязальные артели становятся членами Оренбургского губернского союза промысловой кооперации, организованного 30 августа 1926 г., а с 1928 г. объединяются в оренбургский межрайонный пуховязальный союз промкооперации «Пухшвейсоюз», преобразованный впоследствии в Областной пуховотрикотажный промысловый союз. Мастерицы, члены артелей Союза, работали на дому, вручную. В 1930 г. создается первая в СССР пуховязальная фабрика имени 1 Мая, которая, используя предназначенные для производства трикотажных изделий машины, стала изготовлять механическим способом середины платков, после чего кайму вручную вывязывали мастерицы-надомницы. В 1952 г. мастер фабрики имени 1 Мая X. А. Галиулина предложила новый способ изготовления художественной каймы платка при помощи оборотной машины, резко повысив производительность труда. По методу Галиулиной на изготовление одного платка стали затрачивать от 59 до 69 ч. Дальнейшая рационализация машинного вязания осуществлялась на фабрике оренбургских пуховых платков.
Оренбургские платки ручной выработки пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом.
Оренбургские пуховязалыцицы с успехом экспонировали свои изделия на выставках: Спб.— 1870, М.— 1882, Нижний Новгород —1896, Лондон —1851, Лондон—1862, Париж—1967, Вена—1873, Филадельфия—1876, Чикаго—1893, Париж — 1900 и др. После Октябрьской революции пуховязалыцицы демонстрировали свои изделия на многих отечественных и зарубежных выставках, в том числе: ВХП — 1923, Юбилейная — 1928, Брюссель—1958 (серебряная медаль), и т.д.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий