Зачастую, ругая своих детей, родители испытывают ощущение, что бесполезно что-то изменить в воспитании, что многое уже потеряно, что на ребенка кто-то влияет плохо и бесполезны любые педагогические, воспитательные и, тем более, родительские мероприятия. Но, если родителям самостоятельно ответить на вопрос о том, зачем ругать ребенка, возможно, многие причины станут менее актуальными. Ведь, громким голосом, криком – никакого педагогического эффекта — не добиться, кроме секундного испуга и реакции, как на ОБЖ «вспышку слева, вспышку справа», а нервных клеток погибнет, при этом, очень много.
Все равно, сдержать эмоции сразу и навсегда – у многих не получится, ведь бессилие, злость, обиды и раздражительность, все равно вырвется наружу и, чтобы не превратиться в монстра, хотя бы в глазах своей семьи, а ведь, больше всего от агрессии страдают именно близкие люди, можно попробовать несколько способов, собранных из опыта родителей, настоящих родителей, а не психологов школьной комнаты милиции.
На самом деле, не обязательно кричать, есть много других способов, одновременно, исключающих и рукоприкладство. Но, воспитывать, все равно необходимо, конечно же, периодически нервничая, выращивая достойного человека, который поддержит в старости и научит своих детей. Чтобы не было стыдно узнавать в своем ребенке, но уже родителе – себя, попробовать изменить манеру воспитания – никогда не поздно.
Хорошо действует, даже на подростков, вместо крика – страшное лицо, пусть родитель не сдерживает эмоций, именно в проявлении пантомимы. Скорчить страшную, обезображенную злостью рожицу – тоже действительный метод, пугающий даже самого родителя, в случае увиденного отражения в зеркале. К актерскому методу пантомимы — выражения собственного мнения и недовольства обстоятельствами, можно добавить другой способ выражения злости, как ни странно, рычание, вой и фырканье – более человечное, чем крик, с морем не внятных бранных слов, выливающихся, как из помойного ведра на грядку, с только что выросшими всходами молодых побегов.
Кроме того, у детей всегда много комплексов, присутствующих до тех пор, пока они не научатся воспринимать себя такими, какие есть и не стоит добавлять еще несколько, путем лишних высказываний, которые сказанные в сердцах, будут очень опасны, ведь малыш может принять их как правду. Если так уж невозможно обойтись без лишних высказываний, то вместо «бестолочь» или «балбес», не говоря уже о прочих бранных словах, придумать необходимо заранее, собственное, не существующее ругательство, похожее на: «барабулька бешеная» или что-то нелепое, в этом роде.
Сказанные такие ругательства – ритуал, который и звучит смешно, а выглядит еще нелепее, если добавить рычащую мордочку, но такие моменты ребенок запоминает, а в будущем, когда ему снова удастся разозлить родителя, такие, же эмоции подскажут, что действие, которое производится – лучше отложить. Иначе снова, доведя до точки кипения, начнется стучание деревянной скалкой по сковородке, или гром от половника – о кастрюлю, что раздражает больше, чем крик, а действует – мгновенно, как стоп – сигнал. Такой способ помогает, кроме того, избавиться от накопившихся негативных эмоций, а домочадцам доступно «намекает» на бушующее недовольство.
Когда взрослый понимает, что уже не в силах сдержать желание отшлепать, а значит, заняться унижающим его – рукоприкладством, ведь обижать младших и более слабых могут только «морально слабые люди», тогда говорить лучше, именно о себе, но не о поведении ребенка. Дать понять, что именно это поведение доводит до бешенства, описать чувства, не ссылаясь на виновника. Ребенок поймет, не стоит сомневаться и еще не стоит забывать, что поведение родителей – пример для подражания. Возможно, в следующий раз, вместо того, чтобы разбить о стену игрушку, ребенок скажет «Я злюсь! Я очень злюсь!»
«Военные действия» нужно начинать предупредительно. Прежде, лучше убедить ребенка: «Сейчас я буду ругаться», «это меня злит, ты помнишь последствия», «зачем доводить этим, я ведь могу начать ругаться». Это действует, еще и на родителя, как способ «досчитать до десяти». Приходит осознание, что дан «предупредительный» и здесь можно начинать ритуал «ухи оборву». Только нужно убедиться, что слова не восприняты ребенком буквально, иначе это порождает страх, а не уважение, а страх приводит к пробуждению духа противоречия.
Стоит попробовать ругаться шепотом, но с грозным лицом. Вспоминая из теории риторики самый простой способ, добиться того, чтобы «толпа услышала», нужно с внешним видом лидера говорить тихо, тогда приходится вести себя тише и внимательно слушать. Еще отлично помогает способ убедить родителя в том, что кричать – бесполезно, когда стоит только вспомнить, сколько раз в жизни, приходилось сдерживать собственную злость и раздражение перед чужими людьми, испытывая страх увольнения, боязни одиночества или общественного мнения, которое формирует именно те комплексы, о которых сказано выше. Теперь, стоит сдержать собственную злость и раздражение, только ради любви, любви к своему ребенку.