Вы находитесь здесь: Главная > Новости > От своих щедрот добрейшего Белкина — 1

От своих щедрот добрейшего Белкина — 1

От своих щедрот добрейшего Белкина - 1

Лауреаты единственной «повестной» премии, носящей фамилия «автора» повестей А.С. Пушкина — Ивана Петровича Белкина, – будут объявлены в день выхода гостиница «ЛГ» – 13 марта. А также нам хотелось поспеть поделиться впечатлениями о претендентах. В шорт-лист сегодняшнего года премии Ивана Петровича Белкина попали 5 кандидатов – сообразно количеству повестей Белкина: Дмитрий Верещагин «Заманиловка» («Дружба народов», № 4/2012), Дмитрий Ищенко «Териберка» («Октябрь», № 4/2012), Владимир Морозов «Шанс» («Знамя» № 4/2012), Ира Поволоцкая «Пациент а также Гомеопат» («Новый мир», № 9/2012) а также Геннадий Прашкевич «Упячка-25» («Знамя, № 4/2012). В жюри вошли основной редактор «Ариона» Алексей Алёхин, писательский аристарх Леонид Бахнов, директор Муниципального музея А.С. Пушкина Евгений Богатырёв, беллетрист Денис Драгунский. В авангарде – Юрий Буйда. Как было зафиксировано членами жюри, независимо от того что в лонг-листе из 46 кандидатов на премию оказались такие знаменитые писатели, как Захар Прилепин, Роман Сенчин а также Денис Гуцко, отличие в шорт-листе 2013 года было отдано наименее знаменитым, только более профессиональным создателям. Очевидно, данное выражение никак не относится к теснее издавна утвердившимся в литературе Ире Поволоцкой а также Геннадию Прашкевичу, а поэтому – никак не о их пойдёт стиль. Стиль пойдёт о Дмитрии Ищенко, Владимире Холодове а также Дмитрии Верещагине. Юрий Буйда иронично увидел, что почти все повести из лонг-листа приглянулись бы бесхитростному Ивану Петровичу Белкину, однако жюри, избирая фаворитные творенья, придерживалось всё же вкусов Александра Сергеевича. Поглядим – каковы же, сообразно воззренью Буйды, вкусы Пушкина. Честно повиниться, повести Дмитрия Ищенко а также Владимира Холодова повеселили. Во всяком случае меня. Правда, может быть, а также классику показались бы любопытными. Что любопытно, пара создателя – проф сценаристы а также живут в северных краях: Ищенко – в Мурманске, Морозов – в Иркутске. Пара из поколения сорокалетних. Конкретно сценаристским взором обусловлены некие подобные черты в текстах этих прозаиков: отчётливая кинематографичность повествования, отличие сюжетной канвы настроенческо-атмосферной расплывчатой гамме, сильный композиционный стержень, некая языковая строгость, чёткая определённость образов. Тексты написаны с хорошим а также разумным юмором. Наилучшая повесть шорт-листа, что, – это «Териберка» Дмитрия Ищенко. Териберка – небольшой посёлок на прибрежье Баренцева моря. «Живут в Териберке от силы полторы тыщи человек. Живут тяжело. В следствии ветров а также ненастья тропа в посёлок закрыта месяца 2 в году. Никак не добраться туда никоим образом – даже вертолётом, так как всепогодных недостает, а обыденные с ураганным ветром никак не управляются. Вообщем, в русские годы ветра были никак не не в такой мере, однако в посёлке лилась своя, настоящая сообразно тогдашним меркам жизнь. Рыбоколхоз держал 2 10-ка судов. Были свои плавмастерские а также рыбопереработка. А ещё скотины, пекарня, две средние учебные заведения а также медсанчасть, отменная котельная а также почтовая контора – что ещё необходимо для счастья в Териберке? В данный момент от прежний сытой жизни ничто никак не осталось. Колхоз разорился, мастерские закрылись, рыбозавод остановился… Кто сумел, уехал из Териберки. Оставшиеся пристроились, как вышло…» Вот таковая головка. Содержание, в общем-то, обычной. В посёлке сгорает котельная, единственный пожарный как-нибудь пробует её утушить, один пьяный обитатель, спасаясь от пожара, выпрыгивает из окна а также разламывает ногу. Люди остались без тепла, врача недостает на месте (уехал в Мурманск), добраться по пострадавших в следствии ненастья никоим образом невозможно. Это повесть про то, как храбро а также тихо выживают российские люди. Без каждой патетики, с сильным народным оптимизмом. Никак не во фамилия каких-либо больших идей, а элементарно поэтому, что нужно существовать. Это повесть о естественном, неприметном каждодневном героизме без каждых картинных поз а также лозунгов. Это повесть, никак не побоюсь больших слов, о красе российской души. Таковых вещей сейчас не достаточно. Похохотать над русскими правда свалить их в вороватости а также дурковатости – это просьба. А внушительно, без злобной драматичности, а против – с интонацией сочувствия составить о сложный а также совсем обычной жизни обычных людей, – этого порыскать. Пойму на себя дерзость сообщить: правда, «Териберка» наверное приглянулась бы Александру Сергеевичу. «Шанс» Владимира Холодова еще заслуживает интереса. Ежели «Териберка» полностью реалистичное повествование, то повесть Холодова быстрее экзистенциально-мистическая. С первых же страничек складывается чувство, что писалась она с прицелом на последующую экранизацию: старенькый доктор, библиофил Пётр Сергеевич, ворачиваясь домой с карманами, полными средств (обязан был реализовать еще одно раритетное издание), натыкается во дворе дома на опьяненную дерущуюся компанию. Случаем на него налетает, сшибая с ног, здоровый тридцатилетний гуляка Николай… В результате столкновения воротила образованного доктора переселяется в юное тело алкаша а также матерщинника, а единица такого – в непрочный старый организм Петра Сергеевича. Далее начинаются связанные со случившейся метаморфозой смешные, однако никак никак не ветреные похождения 2-ух героев, приобретающих свежеиспеченный, препорученный им жизненными обстоятельствами злободневный эксперимент. Это философская а также авторитетёлая повесть о связи души а также тела, о предопределённости а также внезапности чувства мнения судьбы; это попытка резкого сдвига обычной действительности с целью отыскать новейшие бытийные взаимосвязи. Но яркая кинематографичность а также любопытность сюжета никак не гарантируют персональной интонации а также обеспеченного языка. А также в этом, пожалуй, слабенькое село «Шанса». Ежели интонацию ещё позволительно отыскать, то об авторском языке заявить фактически нечего: в повести никак не отыскать ни новых эпитетов, ни неожиданных сопоставлений, ни уникальных метафор. Но несмотря на все вышесказанное имеется довольно-таки убедительное чувство ирреальности происходящего, а также сотворено оно никак не из-за забавы, желая игровой момент, непременно, находится, а для сотворения ситуации остранения (сообразно Шкловскому), что вышло у Холодова полностью. Совершенно иное ощущение складывается от «Заманиловки» (состоящей из нескольких отдельных историй) Дмитрия Верещагина. Представьте себе себе, что вы идёте сообразно бору, заполненному живыми ароматами а также звуками, а также внезапно натыкаетесь на чучело мамонта. Вот в том же духе архаичны а также скучны повести Верещагина. А также архаичны они никак не сообразно языку либо сюжетам (желая их толком а также отсутствует), а сообразно какому-то пыльному, немало раз теснее пережитому чувству жизни. 1-ая повесть «Ещё один Павлик Морозов» наступает с мутного сна о Сталине, в каком месте главарь говорит парадоксальные, на взгляд создателя, вещи: «Все русские средства, паренек, призрачные». Далее что-то невразумительное о стукачестве, набившая оскомину заплесневелая экспертиза русской власти, «которую я сейчас строчу с малеханькой буквы»… А значение? А значение «Заманиловки» Верещагина приблизительно таковой (дюже глубочайший, аж запах захватывает): «–Заманиловка! – смеялся президент Дмитрий Анатольевич Медведев. А также он позвонил южноамериканскому президенту Дому Обаме, а тот стал звякать, , всем президентам в Европе а также Азии. Кратче заявить, вся планета заговорила про то, что мы, люди, на планете живём сообразно системе ЗАМАНИЛОВКА. А также на этом я заканчиваю свою правдивейшую повесть. По свидания, читатели». В позитивном ключе, пожалуй, стоит заметить лишь историю перед заглавием «Обиженная икона». Это рассказ про то, какие необыкновенные вещи проистекают благодаря иконе Иверской Божией Мамы, хранящейся в одной из деревенских изб. Тут возникает а также типичный ракурс повествования, а также юмор, а также нравственность, истина, некоторое количество назойливая. Дмитрий Верещагин (1941 г.р.) более популярен как ребяческий беллетрист, а также, кстати, он из шорт-листёров единственный, кто закончил Писательский ВУЗ им. А.М. Горьковатого. Однако что с такого? Подумалось сообразно мерке чтения: может, создателю никак не стоит хвататься за «взрослые» вещи, а лучше возобновлять строчить для деток?.. Вот-вот мы спрашиваем репутация лауреата премии Ивана Петровича Белкина. За собственный отбор членам жюри придётся брать ответственность на себя. Никак не стоит вертеть её на классика.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.