Вы находитесь здесь: Главная > Новости > Курильская охрана — 1

Курильская охрана — 1

Курильская охрана - 1

Юрий Макарцев.

Итуруп. — М.: Русская газета, 2013. – 464 с. – 2000 экз.

В 60-е годы посреди нас, юных тогда сахалинских журналистов, была модна песня: Ну, что тебе заявить про Сахалин? На полуострове обычная беспогодица… Предполагалось, что обычная а также на Курильских островах, которые непреложно вступали в ареал Сахалинской области. Юрий Макарцев прибыл в областную сахалинскую газету «Молодая гвардия» сообразно окончании журфака МГУ в 1965 году. Сам полуостров Сахалин, вытянувшийся на тыщу км с севера на юг, подсказывал пустившийся в неспешное плавание корабль. Мы же, его пассажиры, матросы его, выпускники институтов страны, прибыли на полуостров «не корысти ради», никак не за длинноватым рублём, а, как пелось тогда в нашем дальневосточном гимне, – «за туманом а также за ароматом тайги». За глотком свободы во время мутной а также лицемерной хрущёвской «оттепели». А также, естественно, сто раз а также никак не 2 «ходили» на Курилы никак не элементарно осматривать интересные места, только пробовать дозволить очень много непростых заморочек на Шикотане, Итурупе, Кунашире. Конкретно вслед за тем, на цепочке российских островов, журналист мог повернуть свою личность а также вписаться в масштабы необозримой страны. А также вот уж насколько лет прошло, а сахалинская закваска живёт в нас – сознанием длинна пред Отечеством. Юрий Макарцев, восходивший позже сообразно журналистским ступеням через работу в «Комсомолке», собкором «КП» в ФРГ, в конце концов, заместителем главенствующего редактора «Российской газеты», мыслю, вспомнил себя в сахалинском зеркале а также написал монументальную художественную книжку – роман «Итуруп». Один из первых читателей книжки Вл. Чепига, а также в данный момент авралящий художником-педагогом в Южно-Сахалинске, этак определил тональность творенья: художественная ностальгия. Со собственной стороны, я бы уточнила: аналитическая ностальгия – ведь, как строчит создатель в вступлении, «книга сталкивает шестидесятые а также девяностые годы ХХ века». В личике 1-го из персонажей книжки – Матвея Захватова, с юности исповедавшего эпикурейский принцип существовать из-за «приручения удовольствий», Макарцев буквально а также объёмно живописует образ грядущего олигарха. В те годы – грядущего, сейчас – представляющего собой 1-го из столпов приватизированной русской экономики. Усвоивший демагогичный призыв «всё для народа», Захватов примыкает в романе к группе госслужащих верховного ранга, устремляющихся перед шумок «толкнуть» Курильские острова японцам «за млрд долларов», чтобы якобы «кинуть выручку» на горбачёвско-ельцинскую перестройку. Фабула книжки с разветвлёнными сюжетными радиусами сходится конкретно в этой точке, болевой а также сейчас. Для воплощения «акции сдачи Южных Курил японцам» в 1992 году необходима была иллюзия публичного представления, вдруг уж без «четвёртой власти», то бишь журналистики, никак не встать. Появляется грань разлома – противостояние неравных сил, а также первыми оппонентами незаконному проекту выступают герои книжки – прежние одноклассники из подмосковной средние учебные заведения поколения 40-х – Антонина Лесина, Людмила Обидина (Лю) а также Андрей. Сообразно собственной порядочной конституции – твёрдые народники. Журналиста Андрея соблазняют, как повелось с евангельских времён, земными благами: «Перейдёшь в газету, с твоим пером в всякую поймут, оплатим тебе командировку на острова. Цена за блага: серия статей, которые «пропеть придётся с чувством: Южными Курилами ценить никак не стоит». 1-ый афронт собственному соблазнителю Андрей выдал жёсткой отповедью: «Поднимать Родина советуешь, отпиливая от него кусочки земли». Но Матвей Захватов ведёт подкоп поглубже: «отпилить кусочки курильской земли» нужно палатально, в бархатных перчатках разломать хребет традиционному русскому самосознанию, которое в 90-е годы ещё было прочно, невзирая на привнесённые в Россию западные «измы». – Ты наблюдаешь, в какую яму провалилась государство, – объясняет Захватов свою позицию. – А отчего? Так как у нас гуманитарный склад ума а также евангелическая психология с заповедями блаженства. …Однако религиозность никак не может творить еду животика, станки, машинки а также пути – это превосходнее выходит у прагматиков Запада… нужно настигать Запад, а также иного пути у нас недостает. Провозглашённый «вчера», другими словами в 90-е, а ещё веком ранее – в полемике западников со славянофилами, тезис оказался живуч а также сейчас актуален, как, быть может, никогда до этого. Что противопоставляет ему создатель книжки «Итуруп»? Во-1-х, историю страны Русского, когда создавался мнимый территориальный ура-патриотизм в противовес «колониальному патриотизму» европейских государств, завоёвывавших «чужие местности, оторванные от метрополий», строчит Макарцев, как правило из-за обогащения. «Русские расширяли свою местность сообразно иной логике, их водило вперёд естественное любопытство, что вслед за тем далее, за чертой горизонта, в каком месте встаёт сообразно утрам солнце: за Волгой – Урал, за Уралом – Сибирь, за Сибирью – Далекий Восток с Сахалином а также Курильскими островами…» Логичны а также оправданы потому доскональные экскурсы создателя в исторические реалии, связанные с освоением русскими дальневосточных земель. Такой была, к примеру, экспедиция Н.П. Резанова а также А также.Ф. Крузенштерна, отправленная сообразно велению правителя Александра I в июле 1803 года к берегам Японии. Изобретение а также очерчивание Курильских островов русскими вышло гораздо ранее, в конце ХVII–ХVIII векîâ. Этим мы должны В. Атласову, М. Шпанбергу, В. Берингу а также почти всем иным. Этак, на законных основаниях, создавался образ Южного Сахалина а также Курильских островов как изначально российских земель, в новые эпохи ХХ века политых кровью русских боец, в 1945 году освобождавших Южный Сахалин а также Курильские острова от японских милитаристов, а также сообразно сию пору претендующих на «северные территории». «Темна влага во облацех». Значение старого изречения применителен, увы, к ситуации, когда снутри страны появляются центробежные силы, готовые прекратить «времён связующую нить» российской летописи а также опять пробовать, «задрав штаны», бегать за циничными «ценностями» Запада. Создатель книжки именует неких идеологов «разземеливания государства». В их количестве – люди из окружения Ельцина, госслужащие а также дипломаты, готовые попасть соседям-японцам перед сопровождение тезиса тогдашнего министра иностранных дел А. Козырева – «законность а также справедливость». Его зам., вышеназванный в книжке Жорой Фридриховичем, едет на Курильские острова, чтобы уболтать местных обитателей покориться новоиспеченым японским обладателям, – вот по чего сначала 90-х, пред поездкой Б. Ельцина в Токио, ремесло дошло. В ответе на вопросец: «Почему верхушка большой державы дозволила себе такую деградацию а также кто мог её приостановить?» – заключён основной упор книжки «Итуруп». На первый взгляд, в эпоху «полураспада» страны, «шоковой терапии» в экономике, когда цепкими деятелями растаскивались производственные мощности а также тыщи профессионалов высочайшего класса были обязаны стоить в наилучшем случае «челноками» а также продавать шмотками, какое было мастерство растревоженному человеческому муравейнику по каких-либо вслед за тем, у чёрта на куличках, Курильских островов. А вот – было. А также был фаворит публичного противодействия – мэр Сахалинской области Валентин Петрович Фёдоров. Он предназначил журналиста, грядущего создателя книжки, в собственный опасный чин: ежели президент Ельцин поедет к японцам отвечать Южные Курилы, то он, сахалинский мэр, станет обязан «отправиться на боевом корабле вдоль Курильских островов а также вслед за тем на митингах с ролью народонаселения а также прессы звучно сообщить собственный базисный протест». А также ведь вправду Фёдоров «поднялся на борт военного судна, бравшего курс на Север…» По счастью, актуальный содержание кончился полностью миролюбиво. На борту судна мэр получил радиограмму: визит президента в Японию отложен… Тогда, в 90-х, Южные Курилы отстояли. Трагический содержание романа «Итуруп» поглубже идеи о «территориальном патриотизме». Действия «смутных времён» в Рф – постоянно оселок, постоянно проверка аморфной общности людей на преимущество величаться русским народом. Путь к этому – через труднейшие тесты к восстановлению государственного самосознания. «Гражданин Державы Российской» – путь а также судьбина всякого из нас, кто осознаёт духовно-практические ценности, наработанные предками нашими на землях наших. Об этом – книжка «Итуруп». В этом её инновационное звучание а также смысл.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.