Вы находитесь здесь: Главная > Новости > Галопом сообразно заголовкам — 1

Галопом сообразно заголовкам — 1

Галопом сообразно заголовкам - 1

На днях в редакцию принесли плакат «Наша мишень — ЕГЭ». Ежели наша мишень такая, быть может, а также никак не стоит дивиться необычному перечню обязательной литературы а также необязательности её чтения? Об этом беседа с заслуженным учителем Рф, проработавшим в школе наиболее 60 лет, претендентом педагогических наук Львом АЙЗЕРМАНОМ.

– Лев Соломонович, как поменялось воспринятие литературы в современной школе? – Цивилизация Рф была литературоцентрична. В данный момент в базе культуры – телек. Прибывая вечерком домой, человек подключает свет, а также 85% людей сразу включают телек. В новоиспеченом эталоне воспитания недостает даже таковых слов, что книжки, которые вступают в обязательную програмку, обязаны существовать прочитаны! Вслед за тем говорится, что учащиеся обязаны принять информацию, познания, только слова «чтение» – недостает. Роль учителей литературы часто объединяется к информированию о литературе. В русское время творение задавало тон всем экзаменам. Сейчас литературу на выборку сдают 5% учащихся, а также сдают они её в форме ЕГЭ, кой ни малейшего дела к литературе никак не владеет. Поменялся сам устройство восприятия текста, не столько в нашей стране, однако а также в мире. Чтение в данный момент – стремительный пробег сообразно заголовкам. На хоть какой вопросец, кой вы задаёте воспитаннику, он мгновенно обретает протест в Вебе. Заместо цепочки, которая обязана привести к получению инфы, воспитанник владеет комплект готовых ответов. К примеру, я отчуждаю творение на тему «Реликвии». Приношу свои реликвии, даже, к примеру, справку о первой зарплате, которую мне выдали на заводе в 13 лет. Отчуждаю воспитанникам поручение: составить о памятных вещах, которые берегут они либо их семьи. А также посреди добротных работ приобретаю рассказы о 2-ух прадедах, которые сражались во 2-ой вселенской борьбе, причём тексты совпадают полностью, оттого что они содраны с 1-го а также такого же интернет-сайта. Выходит, с одной стороны, большое добро – Веб, если посмотреть с другой стороны, он убивает независимость мышления. Ежели уж зрелые люди списывают диссертации – что говорить о подростках. Тем паче им время от времени задают такие темы, что иначе составить нереально. Хозяйка система таковых вопросников, как «основные мотивы лирики Пушкина», себя изжила. Это никому не надо. Каковы мотивы стихотворения «К Чаадаеву»? Содержание дружбы? Годится. Свободолюбивая лирика? Годится. Общефилософский значение? Годится! Никак не знаю. Какие имеют все шансы существовать «этапы творчества Достоевского», когда, дай Господь, детки прочитают одно «Преступление а также наказание»? Я подсчитал численность страничек в новой програмке 10-го класса. У меня вышло 4000. А также доп перечень – 3500. Это при 2-ух уроках в недельку. А также независимая служба в Вебе. Предполагается, что детки обязаны оглянуть 10-ки рассказов, написанных Буниным. Однако в реальности почти все детки читают никак не книжки, а пересказ: «Война а также мир» за 30 минут». Основная неувязка списков – неприменных, доп – никак не в том, что туда войдёт, а в том, будут ли это читать. – А учителя устроит, ежели детки прочтут только некоторое количество творений, однако по-настоящему? – Таковая остановка зрения имеется. Например, Феликс Раскольников 3 учебных четверти занимался «Войной а также миром». Когда предки узнавали его, как этак, он отвечал, что ежели воспитанники усвоют «Войну а также мир», то они усвоют а также всё прочее. Однако ведь детям предстоит экзамен, в каком месте они обязаны представить познание почти всех творений. – Как тогда делать? Чему может быть обучить на уроках литературы? – Я в школе в данный момент веду подготовку к части «С» единого госэкзамена. Это творение. Правдаётся некоторый контент, а также ты обязан: 1-ое – заявить, о чём контент, а также 2-ое – что ты размышляешь благодаря чему предлогу. Кладу воспитанникам на стол стихотворения «Узник» Пушкина а также «Узник» Лермонтова. В чём отличалка? Разницу наблюдают 2 человека. Кладу на стол «Валерик» а также «Бородино» Лермонтова. Разницу наблюдают 2 человека. Другими словами 1-ое, что я тренирую, – знание созидать контент. 2-ое – никак не пересказывать то, что в Вебе скачал либо в учебнике прочёл, а говорить про то, что сам мыслишь. Я никак не задаю общих тем, таковых, как «Путь исканий Андрея Болконского». Поступаю иначе. К примеру: 1-ый том «Войны а также мира» публиковался в то же время, что а также «Преступление а также наказание». Узнаю: что такое Наполеон для Болконского – а также что он для Родиона Раскольникова? Здесь принципиально, чтоб было собственное известие к тексту, раздумье над прочтенным. Ежели оно имеется – означает, мы работали никак не напрасно. – Однако ведь имеется ещё а также тестовые поручения. В чём их значение? – Тестовое мышление прививается преемственно. ЕГЭ выстроено на тестах. ГИА – те же испытания, лишь опосля девятого класса. Я сам теснее лицезрел в магазинах книги «Мини-ЕГЭ: 3-ий класс». Мысль была таковая: испытания предоставляют беспристрастную картину, которую разрешено просчитать. Правда, разрешено, только это отваживает думать. Тест – это частицы, а задачка наша обязана существовать – обучить созидать связи. Желая истина в том, что экзамен в русской школе теснее издавна никак не был экзаменом. Двоек никак не устанавливали, а означает, а также экзаменационной системы фактически никак не было. Мысль сотворить беспристрастную систему была верной, лишь с ней ничто никак не вышло. У нас никак не Китай, в каком месте экзамен проводится на местности боевых гарнизонов. Никак не одна из числа тех европейских государств, в каком месте имеют все шансы за сотовый телефон не столько изгнать с экзамена, однако а также на всю жизнь отнять права его пересдать. У нас коррупционная сочиняющая лишь увеличилась. – С ходом реформ когда-то поменялись учителя? – Преподаватель – массовая специальность. У нас в стране миллион учителей. Однако миллион Макаренко выкормить нереально. Этак расценивают ситуацию госслужащие воспитания. Однако я бы устанавливал вопросец иначе. Доктор – также массовая специальность. Только когда вы прибываете к доктору, вы ждёте, что он или вам несомненно поможет, или вышлет к доктору наиболее высочайшей квалификации. Я работал в Столичном ВУЗе улучшения учителей, ездил сообразно стране. Ранее, невзирая на идейный прессинг, учителя наблюдали за книжками, выписывали журнальчики. А в данный момент что? Неимение виды, жёсткая подневольность меж плодами ЕГЭ а также зар­платой. Супротив этой зависимости выступали даже создатели ЕГЭ! Вот у меня на столе журнальчик «Вопросы образования». Его тираж – 999 экземпляров, а также его редко кто читает. Вслед за тем создатели беспрепятственно говорят то, что задумываются. Не так давно было 60-летие Виктора Болотова, вице-президента РАО. Он написал: мы никогда не помышляли, что ЕГЭ станет меркой оценки учителей. Либо: не так давно в Москве на совещании учителей-словесников выступал один действователь, которого во всё время его речи сопровождал шум в зале. А также он воскрикнул (я убеждён, что искренне): «Неужели вы никак не осознаете, что мы ничто никак не можем сделать, наша задачка – приноровиться!» – Другими словами есть некоторая свобода, к которой предлагается приноровиться? – Данную волю не так давно выразил Жириновский, когда Олег Смолин представил в Думе другой вариант закона об воспитании. Жириновский произнес приблизительно последующее: Олег Николаевич, вы предложили красивый вариант. Однако благодаря чему закону у нас все будут отлично интеллигентны. А это означает, в стране будут тревога а также безнравственность. Нам никак не необходима отлично интеллигентная государство, это нехорошо оканчивается. – Необходимо ли подключать в програмку неприменные к чтению книжки современных создателей? – Никак не опасаясь прослыть ретроградом, отвечаю: недостает. Обязан существовать запас медли, уроки внеклассного чтения, когда преподаватель знакомит с современной литературой, сам избирая творенья чтобы достичь желаемого результата. У меня было таковых три-четыре урока в год. Ведь а также было, чем учиться! Весной 1983 года я получил письмецо от писателя Фёдорвея Абрамова, коему послал свою книжку «Уроки высоконравственного прозрения», в каком месте рассказывалось а также об уроках, посвящённых его твореньям. Абрамова поразил охват: рассказы Шукшина, «Живи а также помни» Распутина, «Царь-рыба» Астафьева, «Белый Бим» Троепольского, «Обмен» Трифонова, «Белый пароход» Айтматова… Обыденный комплект для словесника тех лет. Я сооружал работу на перекличке. «Преступление а также наказание»: человек, кой убеждает свою совесть. А также на последующем уроке – «Сотников». Выходил разговор «классика – современность». Вести на таком уровне серию уроков, посвящённую литературе 2-ух крайних 10-ов лет, нереально. – Как вы сможете откомментировать общественную дискуссию благодаря чему вопросцу? – Могу откомментировать её словами ушедшего от нас Григория Померанца: «Стиль полемики главнее предмета полемики». Я владею в виду элементарное жульничество а также доводы к личности. Совершенно не так давно я с этим встретился, когда мне в «Учительской газете» ответил Борис Ланин. Он произнес а также то, что у меня вообщем отсутствует методических работ (в самом деле у меня наиболее 20 книжек а также сотки статей). А также то, что я якобы выступаю супротив сочинений, тогда как я советую принципиально новенькую систему сочинений… Ни один из доводов, приведённых в моей статье, никак не опровергается. Они элементарно никак не хватаются во интерес. Я утверждаю, что програмка Ланина сообразно литературе никак не реалистична а также никак не опробована на деле различных средних учебных заведений, а мне отвечают, что я пропагандирую роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Я, кстати, постоянно считал а также сейчас считаю, что без этого романа взять в толк советскую реальность нереально, а разуметь её необходимо. Дискуссия нужно. Только как может дискуссия быть таковыми способами? Либо какая быть может дискуссия, когда на передачу «Родительское собрание» на «Эхе Москвы» никак не приглашают ни 1-го инакомыслящего, вот и все, подключая ведущего, обороняют новенькую програмку сообразно литературе? – Как бы вы определили основную делему модернизации воспитания в Рф? – Сообразно социологическим изучениям, у нас для воспитанников а также их родителей теснее издавна основное – никак не среднее воспитание, а свидетельство о среднем воспитании, никак не высшее воспитание – а диплом о высшем воспитании. Ежели мы относимся к познанию как к материалу для аттестата, то беллетристика проигрывает, так как она никак не приносит таковых дивидендов. Беллетристика – срез общекультурной ситуации. А в школах у литературы отбирают часы а также передают их на подготовку к ЕГЭ. Когда у нас говорят о модернизации воспитания, то говорят о переоборудовании средних учебных заведений, их компьютеризации. Только никак не именуется основное: понимание целей, из-за каких мы работаем. Вопросцы – чему изучать, как изучать а также кто станет изучать – это основные вопросцы, а также они никак не решаются.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.