Вы находитесь здесь: Главная > Новости > Энергия заблуждения — 1

Энергия заблуждения — 1

Энергия заблуждения - 1

Семён Экштут. Ежедневная жизнь российской интеллигенции от эпохи Больших реформ по Серебряного века. — М.: Юная гвардия, 2012. – 428 [4] с.: ил. – (Живая деяния: Ежедневная жизнь человечества). – 3000 экз.

Содержание книжки знаменитого историка а также социолога шире обозначенной в заглавии. Создатель, естественно, укрепляет приметы быта, норовы «образованного общества» 2-ой пятидесяти процентов XIX века, только наблюдает в их сначала знаки случившегося тогда глубочайшего слома в различных сферах жизни. О необходимости решения крестьянского вопросца администрация думала со 2-ой пятидесяти процентов XVIII века. А в 1828 году в докладе Третьего отделения императору говорилось: «Почти 3 четверти помещичьих земель заложены… помещики никак не имеют все шансы более оплачивать процентов, а крестьянам никак не из чего записывать казённых налогов». «Дворянство беднело а также вырождалось, хозяйство страны прибывало в упадок», – констатирует создатель а также именует одну из основных, с его точки зрения, обстоятельств упадка: «Экономический образ мышления никак не был присущ ни русским монархам, ни добропорядочному сословию». В качестве образца приводится эксперимент «безалаберного», «из рук вон плохого» ведения хозяйства А.С. Пушкиным а также его папой, которые закладывали крепостных, приобретенные средства проедали, «даже четкое численность земли в Михайловском им было неизвестно…» Воззвание к текстам российских классиков, их биографиям – приём, используемый С. Экштутом непрерывно а также иногда успешно. К примеру, он кратко разъясняет финансовую сущность аферы главенствующего богатыря «Мёртвых душ», которая часто ускользает от современного читателя: «Скупая у помещиков крепостных фермеров, значащихся в материалах крайней ревизии – «ревизских сказках» – в качестве живых, он собирался лакнуть их а также содрать приличный куш…» С неожиданной – финансовой, снова же, стороны – показана жизнь гвардейских а также армейских офицеров, затраты каких «абсолютно никак не покрывались государевым жалованьем». Этак, о богатырях «Войны а также мира» читаем: «Оброк 2-ух тыщ крепостных снабжал службу Николая Ростова в Павлоградском гусарском полку, а восьми тыщ – расточительский стиль жизни гвардейца Анатоля Курагина». Ситуация, когда «военные а также гражданские госслужащие никак не могли за счёт собственного карьерного жалованья достигнуть материального благоденствия а также снабдить себе доблестную старость», пихала их к злоупотреблениям. Коррупция процветала даже в среде профессоров Столичного института… Николай I пришёл к «выводу: во всей Рф никак не крадут лишь 2 человека – он сам а также его наследник». Реформы Александра II обязаны были постановить препядствия, запустелость каких привела даже к последнему поражению в Крымской борьбе. Это фермерская, боевая а также остальные реформы, способствовавшие модернизации страны… Однако состояние осложнялось последней непостоянностью в сообществе. Единомыслия никак не было не столько у различных слоёв сообщества, однако а также снутри всякого из их, подключая администрация. «Молодая Россия» различалась диковинным дотоле радикализмом… «Энергия заблуждения» молодёжи была ориентирована никак не на образование, а на разрушение». С. Экштут отмечает феноминальный парадокс: «Если в годы николаевского царствования верховная администрация принципиально никак не хотела новости разговор с сообществом, то опосля отмены крепостного права теснее «молодая Россия» 1860-х годов никак не желала этого разговора… Администрация, как никогда ранее, нуждалась в помощи общества», а её клеймили стыдом, звали Русь к топору… Грубо подросло число студентов – лишь в Петербургском институте в 5 раз. Столица стала «городом кружков а также вечеринок». Ремесло дошло по студенческих переживаний а также мимолетного закрытия института. Радикализм подогревался прессой. Со слов современника, «всё было предметом отречения: вероисповедание, отчизна, семья…». Бранить не столько администрация, однако а также Россию – «это была устойчивая отрицательная тенденция». Укрепление антипатриотических, антиимперских мотивов в отечественной словесности создатель прослеживает в протяжении десятков лет. Начиная с 1828 года, когда П. Вяземский написал: «У нас ничто всеобщего с правительством существовать никак не может. У меня недостает наиболее ни песен для его славы, ни слёз для его несчастий». А также заканчивая 1912 годом, когда был опубликован «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, в каком месте утверждается «приоритет гуманистических ценностей над имперскими». Об остром упадке семейных ценностей стиль идёт во 2-ой части книжки. Масштаб а также бездна действа впечатляют: что это – Наша родина позапро­шлого века либо Рим эпохи упадка?.. Однако вызывает сомнение подзаголовок «Сексуальная революция, которую мы никак не заметили». Другими словами как «не заметили»? Кто «не заметил»? Чернышевский а также Тургенев, Боборыкин а также Писемский, Л. Великий писатель земли русской а также остальные создатели, чьи тексты изобильно цитируются?.. Тут создатель явно погорячился. Вообщем, не столько тут. Литературные творенья, как теснее говорилось, С. Экштут деятельно употребляет в качестве исторических источников. Только время от времени историк никак не может утаить собственного сомнения, а может быть досады на такого либо другого классика. Сущность недовольства традиционно объединяется к тому, что «русская классическая беллетристика приучила интеллигентную публику с негодованием глядеть на подлеца-приобретателя». Вот, к примеру, комментарий к «Путешествию из Москвы в Петербург» А.С. Пушкина: «Величайший гений Рф никак не увидел, что извлечение прибыли связано с каждодневным риском, следственно, с собственной ответственностью капиталиста за судьбу собственного денежных средств а также грядущее собственного дела». Этот же мотив появляется, когда стиль заходит о Писемском, Л. Толстом, Горьком… Всё верно… Только могла ли наша словесность, сообразно определению Томаса Пища, «святая российская литература», с самого истока собственного существования отдавшая отличие сокровищам небесным пред земными а также практически 10 веков берегущая преданность собственному выбору, существовать другой? Вопросец, ясно, фразистый.

Related posts:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.