Балет сегодняшнего дня — это танец эксперимента. Классический балет волей неволей вбирает в себя новые элементы искусства, танцоры меняют свой образ. Классика стала основой для развития самых разных течений и тенденций в балетном искусстве.
На конец ХХ столетия приходится активное развитие современного балета. Новый стиль в балете приходит в Россию с Запада, в частности из США приходит джазовый стиль и вольный танец. Западные балетмейстеры начинают работать на российских сценах, внося свои идеи и изменения в классический русский балет. Традиционные постановки таких балетов, как «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» видоизменяются с учетом новых веяний и потребностей сегодняшнего дня.
Выросло новое поколение талантливых исполнителей, таких как: Владимир Малахов, Алексей Ратманский и балерина Нина Ананиашвили. Эти танцоры проложили новую дорогу для развития русского балета. Он были лауреатами всевозможных конкурсов и неоднократно получали самые почетные места на международных сценах. Это был новый этап подъема русского балета.
Знаменитый постановщик Евгений Панфилом известен своими экспериментальными постановками, где он сочетает самые разные стили и жанры друг с другом, например, классику и фольклор, джаз со стилем модерн. Он ставит эксперименты в хореографии и в костюмировке, с освещением и декорациями. И все это вместе выглядит гармонично связано.
Хореографы и постановщики сегодняшнего дня предлагают вниманию зрителя самые необычные стили и направления, они против запретов, но полностью поддерживают прорывы фантазии и смелого творчества. По их мнению, у каждого театра должен быть свой, выработанный и неповторимый стиль, в котором гармонично сочетается классика с модными тенденциями.
Сегодня, в разных странах, от Европы до Азии, стали танцевать примерно одинаково, смешались стили, направления, а словосочетание «русский балет» является понятием о лучшей балетной школе.