В старину наши предки забирали мед, который сохранялся в дуплах лесных деревьев. Отец истории Геродот (484-420 гг. до н.э.) записывал, что славянские края издавна известны богатством пчелиной продукции. Кстати, скифы использовали мед для бальзамирования трупов. Мед и воск ввозили в Грецию и другие страны.
По мнению историков, пчеловодство еще 2,5 тысячи лет назад было у скифов на бортнической стадии развития. Они часто выдалбливали для жилья пчел дупла у деревьях, которые получили название «борть». Бортничество выступало одним из занятий племен черняховской культуры. Византийские историки отмечали, что скифы вместо вина им отпускали мед. Это подтверждает предположение о достаточное развитие в те времена бортнического хозяйства. Богатством меда славилась Древлянская, Киевская и Галицкая земли.
С развитием феодальных отношений создавались целые бортные боры. На дереве владельцы ставили свой знак — клеймо, или «знамя». Бортные дерева со «знаменем» рассматривались как частная собственность. Они тщательно охранялись законами Ярослава Мудрого. За нарушение межевых знаков также был штраф.
Впоследствии появился отдельный слой людей, которые непосредственно занимались пчеловодством — бортники. Они платили князьям налог. Большими угодьями владели церкви и монастыри. Кстати, князья освобождали от налогов церковные борти. Это же делали татарские ханы. О медовую дань упоминается в «Летописи Нестора» (1056-1114). В частности, в описании похода княгини Ольги на древлян говорится: «Древляне же спросили:» Что ты хочешь от нас? Мы рады дать меда и дорогих шкур «.
Мед широко использовался для приготовления хмельного напитка. Например, Владимир Святославович после избегания разгрома печенегами «устроил праздник, сварив 300 перевар меда». В Киево-Печерском патерике» неоднократно упоминается о применении меда как сладкой приправы. Много меда использовали при погребальных и поминальных обрядах.
После введения христианства много воска шло на изготовление свечей. Археологи еще и поныне выкапывают восковые свечи.
Вскоре большим водным путем «из варягв греки» и другими торговыми путями отправляли целые караваны меда и воска в Византию, на Восток и в страны Европы. У 945 году князь Игорь подписал договор с греками и «отпустил послов, наделив их дарами — мехами, челядью, воском».
Итак, бортничество было одним из главных национальных промыслов княжества. Историки предполагают, что в это время начало появляться приусадебное пчеловодство. Еще в начале IV века арабский писатель и путешественник Ибн-Дуст отмечал о появлении у славян бревен или дуплянок для разведения пчел. Так, у дарчей грамоте князя Свидригайла можно прочитать: «А такое даем и дали ему леса, с бортмы, с пасеками».
Бревна, или дуплянки, ставили на землю. В них для крепления сотов вставляли планки-крестовины. Толщина бревна составляла 80-100 см. Ухаживать за бревнами было проще. Пчеловод, не залезая на деревья, мог постоянно следить за поведением пчелосемей, ловить и возвращать на свою пасеку рои. Пчел в колодах, как это бывало в бортях, не истребляли, а перегоняли в новую колоду. Одновременно начали изготавливать дуплянки из липовой, ольховой или дубовой древесины. Они были несколько меньше бревен. Все манипуляции с пчелами проводились через отверстие в нижней части дуплянок. Кроме бревен и дуплянок, на пасеках ставили также неразборные ульи из соломы, камыша, лозы.