В среду на юге Франции начал работу 67-й Каннский фестиваль. Его открыл внеконкурсный фильм «Принцесса Монако» (Grace of Monaco) французского режиссера Оливье Даана. В заглавной роли княгини Монако Грейс Келли снялась актриса Николь Кидман. Княжеская семья Монако во главе с правящим князем Альбером II бойкотировала картину, выразив тем самым свое недовольство тем, как показан образ княгини, которая до замужества была известной голливудской актрисой. Фильм рассказывает об истории знакомства Ренье III и Грейс Келли, ставшей после замужества в 1956 году княгиней Монако. С самого начала правящий дом княжества, едва ознакомившись со сценарием, занял весьма критическую позицию в отношении голливудского фильма.
Нынешний правитель Монако Альбер II и его сестры Каролина и Стефания распространили официальное заявление, в котором подчеркнули, что «картина ни в коем случае не является биографической». Они также заявили, что «были просто изумлены», получив сценарий фильма, после чего демонстративно отстранились от проекта. Как сообщили в Монте-Карло, продюсерам был предложен список с уточнениями, которые следовало бы внести в сценарий. Однако все они были проигнорированы. Впрочем, создатели картины не настаивают на ее абсолютной историчности. Так, продюсер Пьер-Анж Ле Погам в свое оправдание заметил, что изначально картина была «задумана как художественное произведение». «Фильм не ставил своей целью изобразить правдивую историю княжества», — подчеркнул он.
Режиссер ленты Оливье Даан, в прошлом снявший оскароносный фильм о жизни и творчестве Эдит Пиаф («Жизнь в розовом цвете»), считает реакцию наследников рода Гримальди «несколько чрезмерной». «Да, сюжет непростой, деликатный, — заявил Даан изданию Parisien. — Однако мы не снимали ничего плохого». В свою очередь, организаторы Каннского фестиваля выразили уверенность в том, что картина, напротив, будет способствовать еще большей популярности княжеского рода Монако.
За главный приз фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» в нынешнем году борются 18 картин, вошедших в главную конкурсную программу фестиваля. Среди них и представляющий Россию фильм режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан». «Я рад, что фильм был отобран для показа в Канне, — заявил Звягинцев. — Его съемки проходили на Русском Севере, на Кольском полуострове, действие разворачивается в приморском городке на самом краю земли». Режиссер считает, что картина «будет понятна и близка зрителям во всем мире, потому что она рассказывает о сущности человека, о его земном уделе, о вопросах, которые волнуют всех нас уже давно: предательство, любовь, жажда власти, прощение, месть, смерть».
В кулуарах Дворца фестивалей среди главных кандидатов на победу называют картины «Слова, прощайте!» Жан-Люка Годара (Швейцария), «Зал Джимми» Кена Лоуча (Великобритания), «Звездная карта» Дэвида Кроненберга (США), «Местный» Томми Ли Джонса (США), «Два дня, одна ночь» братьев Дарденн (Бельгия) и «Поиск» Мишеля Хазанавичуса (Франция).
Третью строчку рейтинга занимает сделанная в классической манере картина «Уильям Тернер» британского режиссера Майкла Ли. Она представляет собой повествование о жизни выдающегося английского художника.
В группу фаворитов входит и лента «Поиск» (The Search) французского режиссера Мишеля Хазанавичуса. Между тем, опытные киножурналисты считают, что очень значительные шансы победить на фестивале у японского режиссера Наоми Кавасе с картиной «Тихая вода» (Still the Water). Во многом их вывод сделан на том основании, что председателем жюри 67-го Каннского фестиваля является новозеландка Джейн Кэмпион — единственная женщина-режиссер, завоевавшая «Золотую пальмовую ветвь». «Не исключено, что она сделает многое для того, чтобы расширить этот список», — заметил в беседе с корр. ИТАР-ТАСС один из журналистов — ветеранов каннских кинофорумов.
15 мая, сегодня, начался показ фильмов главной конкурсной программы фестиваля. Будут представлены две картины — «Уильям Тернер» Майкла Ли и «Тимбукту» режиссера из Мавритании Абдеррахмана Сиссако. Во время подготовки официальной программы фестиваля, в которую вошло около 60 фильмов, дирекция просмотрела 1,8 тыс. картин.